На УМК для детских садов «Мой мир» получены свидетельства о депонировании результата интеллектуальной деятельности

04 декабря 2021

На факультете башкирской филологии были подготовлены учебно-методические и дидактические материалы, пособия для детских садов, необходимые для организации и проведения воспитательной деятельности на башкирском языке. Они разработаны в рамках проекта «Педагогическая мастерская воспитателя ДОО «Остаз», реализуемого на средства гранта Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан. В качестве авторов выступили преподаватели факультета башкирской филологии и воспитатели детских садов.

Для детей 3-4-х лет разработан лэпбук «Мой мир», содержание которого направлено на усвоение малышами знаний, умений и навыков по определенной тематике на базовом уровне, что соответствует образовательной программе младших групп ДОО. Лэпбук включает в себя 5 крупных модульных лексических тем: «Знакомство. Моя семья», «Домашние животные», «Времена года», «В гостях у бабушки» (посуда, элементы гостевого этикета) и «В огороде» (овощи, фрукты). Подача материала для усвоения обучающимися и предложенные к нему методические рекомендации значительно отличаются от существующих учебно-методических трудов. Во-первых, само пособие представлено в форме лэпбука. Практика показывает, что на сегодняшний день в дошкольных организациях республики используются лишь самодельные лэпбуки. Каждый разворот лэпбука в сопровождении девочки Айгуль погружает детей в новый мир – новую тему. В этом мире через различные игры (как ведущий вид деятельности у дошкольников) они учатся, познают мир, развиваются. Во-вторых, лэпбук включает в себя и настольные игр «В гостях у бабушки» и «В огороде», дополненные карточками, с помощью которых на игровом поле можно организовать более 15 игр. Содержание и методика организации игр подробно описываются в методических рекомендациях. И в-третьих, отобранные и предложенные темы дают прекрасную возможность обучать детей младшего возраста их родному башкирскому языку с учетом диалектов, тому, что они слышат дома от своих близких людей. Отрадно, что по всем предложенным темам в методических рекомендациях дан лексический минимум по конкретным диалектам.

Для детей 5-6-ти лет разработаны учебно-методические комплексы для трех районов отдельно: «Мой край родной – Стерлибашево», «Мой край родной – Абзелил», «Мой край родной – Бураево». Комплекты содержат тетрадь по развитию речи «Мин башҡортса һөйләшәм!», тетрадь для раскрашивания «Тыуған ерем – Башҡортостан» и методические рекомендации, в которых полностью раскрыты 14 тем, также предложен адаптированный для детей 5-6-ти лет дополнительный материал для воспитателя ДОО.

Основной целью УМК является развитие речи детей старшей группы на башкирском языке с учетом диалектных особенностей данной местности. Для достижения цели использованы различные виды работ: слушание сказки, отгадывание загадок, анализ примет, работа над чистоговорками, заучивание и инсценирование стихотворения, упражнения на усвоение пространственных понятий, продолжение сказки по данному началу и картине, работа с мнемотаблицами, обведение рисунков по пунктиру, штрихование рисунков, отгадывание кроссвордов, соотнесение рисунков и др.

Тетради по развитию речи включают  общих для всех 6 лексических тем («Времена года», «Звери, птицы – наши друзья», «Трудолюбивые насекомые», «Домашние животные и птицы», «Выращиваем овощи», «Пчеловодство и бортничество») и седьмую тему, раскрывающую региональные особенности («Абзелиловский войлок», «Стерлибашевская шаль», «Бураевский палас»). Дети по мнемотаблицам составляют предложения о временах года; рассказывают о домашних животных и птицах; знакомятся с дикими животными и птицами, насекомыми, обитающими в этих краях,  составляют маленькие рассказы о них на местном говоре; на основе дидактических игр и театрализации стихотворения получают новые знания об овощах; через отгадывание загадки знакомятся с ремеслами Абзелиловского, Стерлибашевского и Бураевского районов. Детей сопровождает Мыраубай – умный кот в башкирском национальном костюме.

Уникальность данных пособий заключается в том, что учебный материал объясняется на основе местного фольклора на диалектном языке. По каждой теме определен словарный минимум. Развитие речи детей происходит с учетом диалектных особенностей местности, одновременно дети знакомятся с литературным вариантом диалектных слов.

Управление научной работой БГПУ им. М. Акмуллы и информационно-аналитический отдел информационно-консультационного центра им. Р.Г. Кузеева направили заявку для регистрации авторского права на эти УМК. На днях получены свидетельства о депонировании результатов интеллектуальной деятельности Акционерного общества «Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности».

Поздравляем авторов УМК с получением свидетельства о РИД и желаем дальнейших успехов в создании учебно-дидактических работ! 

Фотографии