В БГПУ им.Акмуллы обсудили разработку региональной модели управления качеством педобразования на основе профдефицитов

18 мая 2021

17 мая 2021 года в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы состоялось заседании рабочей группы по разработке региональной модели управления качеством педагогического образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников.

В нем приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, директор по развитию ГК «Просвещение» (г.Москва) Наталья Алтыникова, ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов, деканы факультетов и директора институтов, заведующие кафедрами и методисты вуза.

Федеральный научно-исследовательский проект реализуется в вузе по заказу Министерства Просвещения РФ при поддержке Рособрнадзора и Министерства образования Республики Башкортостан. Эта работа началась в 2021 году и будет продолжаться в течение 3 лет.

О задачах проекта и планах его реализации рассказала его руководитель, директор по развитию ГК «Просвещение» (г.Москва) Наталья Алтыникова. Целью реализуемого сейчас проекта является разработка и апробация модели управления качеством педагогического образования, обеспечивающей формирование и непрерывное развитие профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе будущих), обеспечивающих эффективное решение задач отрасли.

Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога в этом проекте основано на исследовании существующих профессиональных дефицитов и реализовывается через индивидуальный образовательный маршрут. Это позволит эффективно и адресно (персонализировано) повышать профессиональное мастерство педагогов по выявленным у них наиболее ослабленным профессиональным дефицитам.

Индивидуальный образовательный маршрут складывается из обязательного, вариативного и индивидуального модулей. Новацией является встраивание в проект мероприятий по организации коррекционной работы, автоматизированной проверки ее исполнения и тем самым введение полного цикла разработки и реализации ИОМ в контексте принципа «Life Long Learning» - «Обучение через всю жизнь», как процесса непрерывного профессионального развития личности педагога.

Наталья Васильевна отметила, что существующая в регионах России система оценки компетенций и профдефицитов педагогов в настоящее время мало используется для формирования программ повышения квалификации, переподготовки педагогических работников и формирования учебных программ педагогических вузов. Реализуемый БГПУ им.М.Акмуллы проект как раз направлен на ликвидацию этого противоречия с помощью создания информационно-аналитической системы региона, аккумулирующей данные о компетенциях и навыках педагогов в разрезе образовательных организаций, муниципалитетов и региона в целом. Такая система должна содержать информацию об образовательных программах и мероприятиях региона и на ее основе автоматизировано выстраивать индивидуальную образовательную траекторию каждого педагога на основе анализа его профдефицитов.

В настоящее время уже разработана методика автоматизированного выявления профдефицитов и инструментарий для нее по 6 предметам. В эти дни ведется апробация этих материалов. В мае-июне пройдет тестирование 700 учителей, 100 студентов и 20 преподавателей Башкортостана, на основе результатов которого будет собрана общая аналитическая информация по региону. Далее будет создан региональный банк образовательных программ, из которого система для каждого участника тестирования будет формировать индивидуальный образовательный маршрут. После апробации модели в Республике Башкортостан планируется масштабировать ее в другие регионы России.

А.А. Музаев высоко оценил значимость представленного проекта, подчеркнув, что его реализация требует тесного сотрудничества педагогического вуза и регионального министерства образования. Также Анзор Ахмедович отметил, что в перспективе система оценки квалификации педагогов должна быть объективной, прозрачной и понятной для всех участников процесса и единой для всех регионов страны.

Фотографии