Прошел методологический семинар «Системный подход в исследовании проблем образования»

29 октября 2020

29 октября 2020 года в рамках методологического семинара (под руководством профессора
Кашаповой Л.М.) в режиме Zoom была проведена встреча с аспирантами и магистрантами кафедры педагогики и психологии по проблеме «Системный подход в исследовании проблем образования», целью которого было рассмотрение ключевых понятий «система» и «системный подход», являющихся одними из наиболее часто используемых терминов в научном лексиконе и в педагогической науке. Участниками семинара была рассмотрена история разработки учеными системного подхода еще начиная с XX века в рамках изучения явлений окружающего мира.  Системный подход, разработанный вначале в естественных науках, впоследствии стал использоваться в социальных и гуманитарных отраслях знания, в том числе в педагогической науке и практике.
В рамках семинара аспиранты и магистранты сделали свои дополнения к основному докладу о том, что:
- Известный представитель российской педагогической науки В.А. Сластенин отмечая роль системного подхода в образовании, ориентировал педагогов-исследователей на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Кроме того, системный подход по мнению ученого, позволяет выявить вклад отдельных компонентов в развитие личности как системного целого, а также предполагает реализацию в образовательном процессе принципа единства педагогической теории и практики.
- Современные исследования, рассматривая образование с позиции системного подхода как многомерный феномен, выявили его большие эвристические возможности, определив образование как систему, его структуру и особенности, принципы и законы развития, давая прогноз поведению образовательной системы в определенных социокультурных условиях и возможность проектировать и реализовывать различные модели управления ею.

Участникам семинара было интересно узнать, что для современных педагогических исследований характерно использование системного подхода в образовании и с позиции синергетики, представляющей собой междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей главной цели изучение общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах различной природы. Способность же систем к самоорганизации и саморазвитию в рамках информатизации современного образования, его дистантной реализации, приобретает особое значение в педагогических исследованиях.

На основании теории систем, исходя из признания системного подхода общенаучным методом исследования, мы можем определить системный подход как один из методологических направлений современной науки, связанный с представлением, изучением и конструированием объекта исследования как системы. В качестве основания системного подхода могут выступить комплексный и интегративный подходы, способствующие эффективному решению проблем образования, что предполагает обязательное выполнение следующих требований: определять образование как систему; исследовать каждый компонент системы образования в целях определения и обеспечения полноты ее состава; определять всю совокупность структурных связей, и в случае необходимости изменять, делать структуру образования более совершенной;  разбираться в механизме функционирования отдельных звеньев системы образования, ее целостной организации, управлять этим механизмом на научной основе; определять тенденции и предвидеть уровни развития системы образования как важнейшее условие совершенствования процесса в целом.

Обобщая сказанное на семинаре, его участники пришли к выводу, что рассматривая образовательную систему как систему открытого типа, способную к самоорганизации в рамках опытно-экспериментальной работы, исследователю необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе методологии и методов педагогического исследования. Только вдумчивое использование системного или других подходов как методологической основы в исследовательской работе может обеспечить более эффективное и качественное функционирование исследуемой проблемы в сфере образования.

Кашапова Л.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии.