Студенты старших курсов педвузов получили право преподавать в школах

09 июня 2020

Президент России Владимир Путин подписал закон, который дает студентам старших курсов право преподавать в школах до получения диплома, сообщает ТАСС.

В школе смогут преподавать успешно сдавшие сессию студенты педагогических вузов, начиная с четвертого курса. При этом с третьего курса студенты технических вузов смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам - секции и кружки, например такие, так робототехника. Четкий регламент допуска студентов к преподаванию согласуют и установят Минпросвещения, Минобрнауки и Минтруд.

Новость комментирует председатель Совета ректоров вузов Республики Башкортостан, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы  Салават Сагитов:

Надо сказать, что студенты-педагоги и раньше могли начинать преподавать до получения диплома. Но это было связано с необходимостью соблюдения ряда процедур. Сейчас же такое трудоустройство стало проще, что, надеюсь, привлечет старшекурсников к работе в школах.

В том, что студенты-педагоги начинают преподавательскую деятельность, еще обучаясь в университете, мы видим несколько положительных моментов.

Во-первых, к моменту получения диплома наши ребята будут иметь небольшой, но все-таки стаж работы по специальности. А значит, и практический опыт, и наработанную копилку методических приемов. То есть будут более востребованы на рынке труда.

Во-вторых, это позволит студентам более осознано подходить к выбору темы и подготовке выпускной квалификационной работы. Практическая работа позволит ребятам иначе взглянуть на изучаемую теорию.

В-третьих, это психологический аспект. Еще будучи студентом, молодой специалист пройдет профессиональную адаптацию, и после завершения образования сможет эффективнее работать.

В-четвертых, надеемся, что работающие студенты, получив диплом, придут в ту же школу или другое образовательное учреждение на постоянную работу. Что избавит ребят от необходимости искать работу.

В-пятых, это плюс для самих школ. Как известно, потребность в педагогических кадрах достаточно высока. И возможность шире привлекать к работе студентов даст возможность снизить эту напряженность на рынке труда.

Однако мы предполагаем и некоторые риски. Прежде всего, в обучении самих студентов. Всё-таки главная их задача в этот период – получение образования. Надеемся, что работа не будет отвлекать всё их внимание, и станет дополнением, а не помехой в получении знаний. Заодно повысятся навыки самоорганизации и планирования своего времени.

Также важный аспект – как на таких работающих студентов будут распространяться действующие меры поддержки молодых специалистов. Например, у нас в Башкортостане, впервые устраиваясь на работу, педагог-выпускник может получить надбавку к окладу и единовременную выплату*. Будут ли распространяться эти меры поддержки на работающих студентов, или будет проработан механизм поддержки таких ребят после получения диплома? Не потеряют ли ребята, начавшие работать во время учебы, право на эти выплаты? Смогут ли работающие студенты принимать участие в федеральной программе «Земский учитель» и аналогичных региональных проектах, таких как «Сельский учитель» в Башкортостане? Это важные вопросы, которые необходимо будет решить.

* Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 октября 2008 года N 374 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Башкортостан»