Преподаватель факультета башкирской филологии приняла участие в научно-практической конференции «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития»

18 декабря 2019

12-13 декабря 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития», включённая в План основных мероприятий по подготовке и проведению Международного года языков коренных народов Российской Федерации. Данная конференция проводилась Министерством просвещения Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Фондом сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» и Институтом развития родных языков народов Российской Федерации

Цель конференции – повышение качества преподавания родных языков и литературы народов России в соответствии с современными общественными запросами и приоритетными задачами развития системы образования.

Темами обсуждения стали региональные практики управления этнокультурным образованием, освоение детьми родного языка в условиях двуязычия, вопросы преподавания родных языков и родных литератур народов России, а также реализация Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации.

В конференции приняли участие свыше 150 представителей из 36 субъектов Российской Федерации – руководители сферы образования и науки, воспитатели, учителя, преподаватели, научные работники.

Министр просвещения О. Ю. Васильева в приветственном адресе участникам конференции отметила, что «Многообразие родных языков – неоценимое культурное и духовное богатство нашей страны. При этом каждый язык самобытен. Он сохраняет для поколений уникальные слова и выражения, которые отражают менталитет и обычаи». Также в приветствии Министра говорилось о том, что основы формирования общероссийской гражданской идентичности, изучение региональных практик по поддержке языкового многообразия в России, определение путей решения проблем в области языковой политики – далеко не весь перечень ключевых задач, реализация которых во многом зависит от совместных усилий.

Ж. В. Садовникова, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России в своём выступлении отметила, что подобные научно-практические конференции необходимо проводить системно, каждые два года, при этом возможно проведение ежегодных семинаров для обсуждения наиболее актуальных проблем и научных направлений. Жанна Витальевна привела статистические данные. 2,17 млн. обучающихся образовательных организаций России изучают родные языки народов России, в 28 субъектах как родной язык изучается русский язык, в 56 субъектах в качестве родного языка изучаются языки народов России. За последние 1,5 века вымерли 15 языков, 23 языка являются самыми критичными, среди них вотский язык (самый молодой носитель родился 1934 г.), 50 языков находятся на данный момент под угрозой, 20 языков признаны бесписьменными.

На пленарном заседании докладчиками несколько раз было упомянуто, что сохранение родного языка зависит от комплексного развития языка. Составляющими комплексного подхода считают общество, семью, образование. Согласование учебного плана должно быть не с родителями, а с региональной властью.

Е. А. Хамраева директор Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена, заведущая кафедрой довузовского обучения РКИ Московского педагогического государственного университета, док. пед. наук, профессор, утверждала, что нужен отдельный УМК для обучающихся владеющих и слабо владеющих языком

Все выступающие говорили об одних и тех же проблемах. Участники считают, что необходимо рассмотреть единый филологический блок учебных дисциплин школьного цикла в концептуальной взаимосвязи (родной язык –русский язык – английский язык), где родной язык — основа когнитивного становления школьника, русский язык — основа социализации и успешности, расширение интеллектуальных и коммуникативных возможностей ребенка, иностранный язык — возможность выхода на международный уровень.

В рамках конференции был проведен круглый стол по реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации. В формате мастер-классов лучшими учителями и воспитателями из 10 субъектов России представлены успешные практики преподавания родных языков и литератур. На презентации цифровых образовательных ресурсов участники конференции познакомились с проектами на языках разных народов, в том числе юкагирским «Музыкальным веселым словарем», онлайн-школами татарского, башкирского языков и использованием возможностей образовательных платформ при обучении якутскому языку.

По приглашению организаторов данного проекта на конференции методический опыт Акмуллинского университета представила Ижбаева Гульназ Ришатовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирского и сравнительно-сопоставительного языкознания БГПУ им. М. Акмуллы. 

Гульназ Ижбаева выступила с докладом на тему «Цифровое образовательное пространство - современные технологии обучения родным языкам» на секционном заседании «Лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России», рассказала о научно-методическом сопровождении апробации и внедрения нового учебно-методического комплекта для изучения башкирского языка, о цифровых технологиях обучения родным языкам. 

На презентации цифровых образовательных ресурсов Гульназ Ижбаева презентовала Международную систему дистанционного обучения башкирскому языку. Рассказала о систематической разноплановой длительной работе, включающей разработку сценария уроков, видео- и аудиоупражнений, сопровождение сайта. Отметила значимость активных форм организации содержания занятий, в частности, использования интерактивных упражнений, просвещения и обучения не только школьников и студентов, но и родителей, взаимодействия с образовательными учреждениями Республики Башкортостан, России, а также зарубежными странами.

На итоговом пленарном заседании под руководством С.А. Пилипенко, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России, и Л.В. Дудовой, первого заместителя председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, подведены результаты работы по основным направлениям конференции. Пленарное и секционные заседания конференции транслировались по интернет-телевидению Общественной палаты Российской Федерации (www.oprf.ru).

Фотографии