Состоялся вебинар «Профилизация и интеграция особенных детей: опыт реализации социальных проектов»

06 декабря 2019

6 декабря 2019г. в Акмуллинском университете состоялся вебинар «Профилизация и интеграция особенных детей: опыт реализации социальных проектов». На нем были  рассмотрены теоретические аспекты профилизации и социализации детей с ментальными нарушениями и практический опыт реализации таких социальных проектов.

Модератором площадки выступила Наталья Викторовна Суханова, д.б.н., проректор по научной деятельности БГПУ им. М. Акмуллы. Открывая встречу, она еще раз напомнила собравшимся об актуальности вопросов образования и социализации инвалидов в современном обществе.

В работе вебинара приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан Милана Маратовна Скоробогатова. Ее выступление на тему «Право на жизнь ребенка с особенностью развития» затронуло различные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Милана Маратовна отметила, что в дошкольных и школьных образовательных учреждениях процесс образования и профилизации детей с ОВЗ в некоторой степени выстроен. Однако по окончании школы дети и родители часто остаются без поддержки в решении этих вопросов. Также остро стоит проблема нехватки квалифицированных специалистов. Она привела в качестве положительного примера «Школу Ямбурга» - московский Центр образования №109. Здесь создана парикмахерская, автомобильная  другие мастерские, где ребята во время обучения могут научиться аза профессии и определиться со своим будущим.

Заместитель министра образования РБ Альфия Закировна Галиева рассказала о действующей в Башкортостане сети  образовательных учреждений для детей с ОВЗ и инклюзивном образовании. Также она рассказала о разрабатываемой министерством концепции инклюзивного образования республики,  которая вызвала бурное обсуждение среди собравшихся.

Азат Фанисович Сайтханов, к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии БГПУ выступил с докладом «Профилизация школьников с ОВЗ – состояние и перспективы». Он отметил внешние факторы и психологические аспекты низких показателей трудоустройства инвалидов, а также представил направления и формы работы по профориентации лиц с ОВЗ.

Оксана Владимировна Гумерова, к.б.н., доцент, руководитель подготовительного отделения для детей с ОВЗ и сирот института дополнительного образования, заместитель декана по учебной работе естественно-географического факультета БГПУ им. М.Акмуллы рассказала о той работе, которая проводится в университете по интеграции обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательную среду вуза. В университете действует Центр инклюзивного образования, волонтерский центр, Школа тьюторского сопровождения, а также подготовительное отделение для льготных категорий граждан – детей-сирот и ребят с ОВЗ. Оно дает не только предметную подготовку к поступлению, но и способствует психологической адаптации ребят к учебе в вузе.

Также на вебинаре был представлен практический опыт реализации социальных проектов для ребят с ОВЗ. Директор Эколого-биологического центра «Лидер Эко» Оксана Михайловна Кудринская рассказала о реализации инклюзивной программы «Солнечный садовник». «Солнечный садовник» – это проект по совместной работе специалистов психологии, арт-терапии и преподавателей садоводства, реализуемый при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Цель его – дать детям с ОВЗ из уфимской коррекционной школы №59 первоначальную профессиональную подготовку в сфере садоводства, помочь им в дальнейшей социализации и получении профессии. Для этого и объединились педагоги эколого-биологического центра «Лидер ЭКО», студенты естественно-географического факультета и Института педагогики БГПУ, волонтеры-учащиеся уфимских школ №62, 116 и 79.

Студентка 3 курса Института педагогики БГПУ им. М.Акмуллы, руководитель проекта «Играя – учимся!» Дарья Андреевна Бакулева поделилась особенностями реализации проекта «Играя – учимся!» для детей с нарушением зрения. Проект «Играя – учимся!» также реализуется при поддержке Росмолодежи. Цель его - распространение знаний о культурных и исторических ценностях Башкортостана с помощью серии лото «Портрет Башкортостана» и «Национальные кухни Башкортостана». Играя в лото, ребята угадывают национальные блюда на вкус, придумывают загадки, развивают тактильные ощущения. Лото существует в бумажной и в электронной версиях.

Фотографии