К юбилею Художественно-графического факультета - репортаж газеты "Республика Башкортостан"
Художественно-графический факультет БГПУ имени М. Акмуллы в силу своей специфики просто не может быть заурядным. В коридорах исторического корпуса — здания доходного дома конца XIX века — особенная атмосфера: на стенах — картины выпускников; коридоры плавно перетекают в небольшие выставочные залы с образцами декоративно-прикладного творчества, изготовленными руками студентов; а на чердаке — арт-пространство с незамысловатым названием «Чердак», излюбленное место всяческих студенческих активностей, больше напоминающее сказочную сокровищницу.
Из прошлого в будущее
Все, что сегодня можно увидеть в первом корпусе Акмуллинского университета, берет начало в октябре 1974 года. Ровно 50 лет назад по инициативе кандидата педагогических наук Александра Рындина открылась кафедра изобразительного искусства (первоначально — на естественно-научном факультете), с которой начинался худграф.
В короткие сроки энергичный руководитель сумел подготовить материально-техническую базу, а главное, собрать вокруг себя талантливых преподавателей — художников, графиков, скульпторов, готовых делиться знаниями и опытом с молодыми коллегами. Первые выпускники факультета с благодарностью вспоминают Р. Фаткуллина, Э. Фенину, А. Масленникова, Р. Мурзакова, А. Габбасова, Ф. Киреева, В. Базанова, Ф.Пастушенко, Х. Хабибрахманова, Н. Калинушкина, С. Дергуна и многих других.
В 1977 году на худграфе появилась кафедра труда и декоративно-прикладного искусства, а в 2011-м — кафедра дизайна. Увы, кафедра декоративно-прикладного искусства в последние годы оказалась недостаточно востребована, и ее пришлось закрыть. ДПИ осталось в качестве отдельного предмета на кафедре ИЗО. Сюда же как подразделение вошел уникальный Центр войлока, но о нем — далее.
А вот популярность направления «Дизайн», которое поначалу открылось на кафедре декоративно-прикладного творчества, напротив, возросла — таковы запросы дня нынешнего. И сегодня на одно бюджетное место (всего их десять) претендуют 25 человек. Желающих обучаться на платной основе тоже хватает. А еще здесь открыли недорогое вечернее отделение по направлению «Компьютерная графика и анимация, графический дизайн и дизайн среды» и профессиональное обучение с профилем «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
— Мы получили лицензию на новую специальность «Графика» со специализацией «Искусство книги», — рассказывает декан факультета Елена Плотникова. — Уже со следующего года будем готовить классных специалистов. Сами посудите: в России есть пока только два вуза — Строгановка (РГХПУ имени Строганова. — Авт.) и Институт графики и искусства книги имени В. А. Фаворского, где можно этому обучиться. Мы будем третьими.
На кафедре ИЗО сегодня действует только одна специальность — «Изобразительное искусство и цифровые технологии». А вот со следующего года к этой формулировке прибавится слово «труд»: вслед за возвращением этого предмета в школы возникла необходимость и в соответствующих компетенциях учителей.
— Еще я очень рада, что одним из модулей урока труда станет черчение, — замечает Елена Викторовна. — Не все школы в свое время от него отказались, но сегодня оно возвращается повсеместно. И это прекрасно: черчение развивает объемное представление о предметах. Было заметно, когда к нам приходили выпускники школ, где черчение не входило в программу: им было сложно сделать, скажем, три проекции предмета. Между тем навыки, которые дает черчение, необходимы в инженерных специальностях, которые сегодня очень востребованы.
Ключ к искусству
Худграф — факультет педагогический и в то же время творческий. Отсюда и особенности поступления: результатов ЕГЭ будет недостаточно, абитуриенты должны еще сдать творческий экзамен — академический рисунок. В этом году желающих поступить было очень много.
Но вот экзамены позади, конкурс успешно пройден — и начинается учеба. Со своими особенностями и устоявшимися традициями. С утра до вечера можно заниматься в аудиториях, где оттачиваются навыки рисунка и живописи. А ключи от них — где бы вы думали? — в руке покровителя искусств Аполлона, чья статуя украшает коридор худграфа.
Студенты первого и второго курсов ИЗО выезжают на пленэры в районы Башкирии или просто выходят на улицы Уфы в поисках вдохновения для урбанистического пейзажа. В прошлом году в рамках программы академической мобильности уфимцы отправились в Набережные Челны, а тамошние студенты приехали к нам. Такой обмен все восприняли на ура.
В маленьком зале студенты организуют собственные выставки, а накануне Нового года по традиции наряжают елку из самодельных игрушек, каждый раз — в новой технике: папье-маше, тряпичная кукла и других.
При кафедре ИЗО работает единственный в Башкирии Центр войлока. Руководит им Талгат Масалимов, который в течение 30 лет был деканом худграфа. Благодаря ему в республике возродилось искусство войлока, в свое время почти канувшее в Лету.
— Долгие годы в нашей стране искусство войлока было предано забвению, хотя в деревнях им продолжали заниматься, — рассказывает Талгат Хасанович. — И когда в середине 90-х годов началось возрождение народных ремесел, я вспомнил, как мама и ее соседки валяли войлок, когда я был маленьким. Остались в памяти их песни и разговоры. В 1994 году я попробовал сделать свой первый войлок. Со временем мы стали учить этому студентов, написали учебник, появились дипломники. Появилась и отдельная лаборатория, которая в 2005 году получила статус Центра войлока.
Художник начал проводить выездные семинары в районах республики и учился особенностям ремесла у местных мастериц, иные учились у него. И этот взаимообмен привел к тому, что сегодня во всех районах Башкирии делают войлок.
Традиционные семинары приобрели всероссийский и международный статус. А сам Талгат Масалимов с учениками создают из войлока настоящие художественные полотна.
Alma mater за плечами и в сердце
Неудивительно, что с такими богатыми традициями выпускники худграфа сегодня успешно поступают в магистратуру Строгановки и других знаменитых вузов страны, а старшее поколение составляет костяк едва ли не всех Союзов художников и дизайнеров Башкирии и не только, преподает профильные дисциплины подрастающему поколению.
Нынешний декан факультета Елена Плотникова тоже окончила худграф. Преподавала в Детском дворце творчества и на кафедре декоративно-прикладного искусства родного факультета. Затем поступила в аспирантуру московского вуза и 20 лет работала в различных столичных учреждениях. Вернулась в Уфу в 2011 году на должность заведующей кафедрой дизайна, а сейчас руководит всем факультетом, одновременно преподает несколько профильных дисциплин.
Вместе с ней учат студентов прекрасные педагоги: Елена Дорофеева, Людмила Моисеичева, Александр Кондров, Елена Кондрова и многие другие.
А сегодня весь педагогический и студенческий коллектив готовится отметить 50-летний юбилей худграфа. В праздничную неделю в 20-х числах октября в историческом корпусе соберутся художники-выпускники. Будут выставки и мастер-классы, будут звучать слова благодарности педагогам и, конечно, теплые воспоминания.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Салават САГИТОВ, ректор Акмуллинского педуниверситета:
— История художественно-графического факультета педуниверситета республики началась с кафедры изобразительного искусства, созданной сильной командой, готовой пробовать новое, открывать, творить и учить изобразительному искусству.
Все эти годы в основе образовательного и творческого процесса на факультете лежат духовность, традиции и высокий профессионализм. На худграфе царит особая атмосфера творчества, которая оставляет в выпускниках след на всю жизнь.
СЛОВО ВЫПУСКНИКАМ
Айрат Терегулов, заслуженный художник РФ и РБ, директор Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова:
— Так получилось, что я поступил на художественно-графический факультет БГПИ, не имея начального художественного образования, в отличие от других многочисленных абитуриентов-конкурентов.
И, как ни странно, поступил с первого раза, несмотря на внушительный конкурс. Мне в каком-то смысле даже повезло: моими первыми учителями на художественном поприще оказались в основном выпускники высших образовательных учреждений Москвы и Ленинграда, приехавшие в Уфу на отработку по распределению (было такое во времена СССР). И, конечно же, то, что я получал от них, будучи уже взрослым человеком 23 лет от роду, сразу дало эффект — уже на втором курсе в 1981 году я начал участвовать в профессиональных художественных выставках.
Низкий поклон и слова благодарности моим многочисленным преподавателям худграфа, ушедшим из этой жизни и ныне здравствующим: Э. Фениной, Н. Калинушкину, В. Чикову, Р. Фаткуллину, С. Дергуну, Р. Харисову, С. Маджару, а также всем сотрудникам факультета, создававшим благоприятную, дружескую и творческую атмосферу для учебы.
Игорь ТОНКОНОГИЙ, художник, главный редактор журнала «Рампа. Культура Башкортостана»:
— Я был во втором выпуске худграфа. В ту пору нам преподавали учителя, приехавшие из Академии художеств, Строгановки. И мы учились у них с желанием стать художниками. Так и вышло: сегодня все мои однокурсники — члены Союза художников, преподают в художественных школах.
Мы очень много учились — с утра до вечера. У нас была хорошая музейная практика: зимой ездили в художественные музеи Москвы и Ленинграда. А диплом (сам сейчас не помню, как это вышло) я делал в Тбилиси,
куда меня направили на месяц-полтора. Ходил в местный зоопарк рисовать животных. Итогом стала серия линогравюр.
Марс АХМАДУЛЛИН, заслуженный деятель искусств РБ, кандидат искусствоведения, завкафедрой рисунка и дизайна Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова:
— Я помню себя молодым человеком, который приехал из далекой деревни в большой город, и период обучения в институте запомнился для меня лично важными открытиями. Хочется вспомнить добрым словом наших педагогов: Сергея Кирилловича Дергуна, Талгата Хасановича Масалимова, Эвелину Павловну Фенину. Она, кстати, создала в Башкирии школу искусствоведов. Недаром единственный доктор искусствоведения в республике — ее выпускница Татьяна Масленникова.
Очень запомнились слова Эвелины Павловны о том, что однажды мы поедем в Италию и увидим великие творения Микеланджело, Рафаэля. Тогда мы, студенты второго-третьего курсов, сидели на ее занятиях и думали: «Какой Микеланджело!
Это же другая планета!» И когда через много лет я действительно оказался в Италии, эти ее слова всплыли в памяти — просто удивительно!
Расих АХМЕТВАЛИЕВ, народный художник Башкирии:
— Худграф дал мне друзей с горящими сердцами, которые мечтали об искусстве и творчестве. Молодые, амбициозные — мы хотели изменить мир к лучшему, делать новое, прогрессивное искусство. Преподаватели были отчасти нашими старшими братьями, были терпеливыми и желали нам добра. Я благодарен нашему худграфу!
Ильшат БАЙБУРИН, дизайнер, художник, арт-директор студии Paradox Box:
— Худграф — это отдельная жизнь! Особенно тот худграф, каким он был в конце 90-х годов, когда я там учился. Жизнь бурлила, мы находились там с утра до ночи — спорили, рисовали. По факультету ходили длинноволосые хипповатые парни и девушки. Это была атмосфера свободы и творчества — что-то невероятное!
Лично для меня учеба на худграфе — это ярчайшее воспоминание, к которому я отношусь с большой теплотой и любовью. Он дал мне понимание, что я хочу быть художником и посвятить свою жизнь занятию искусством.
Газета "Республика Башкортостан", автор Мария Сныткина, фото Александра Данилова.