ЛЕКЦИЯ КО ДНЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

15 декабря 2024

13 декабря 2024 года в рамках мероприятий в Акмуллинском университете, посвященных Дню башкирского языка и дню рождения Мифтахетдина Акмуллы на базе образовательно-культурного центра Института Каюма Насыри при кафедре татарского языка и литературы проведена лекция с элементами тренинга «Тюркские языки Урало-Поволжья: системный анализ». Лекцию читала и.о. зав кафедрой татарского языка и литературы, доцент Нурия Халиуллина для студентов института филологического образования и межкультурных коммуникаций, факультета башкирской филологии БГПУ им. М.Акмуллы и слушателей курсов татарского языка ОКЦ Института Каюма Насыри.

Тюркские языки Урало-Поволжья – башкирский, татарский, чувашский языки по разным классификациям, основанным на историко-лингвистических принципах, относятся к разным подгруппам тюркских языков. Несмотря на то, что башкирский, татарский языки и чувашский язык сильно отличаются друг от друга, имеют много общего. Иногда мы и не замечаем, что имеем дело с лексическими единицами, получившими развитие от единого корня. Знание закономерностей исторической грамматики помогает определить эту общность, системные связи между лексическими единицами родственных языков.

Взаимосвязь в области лексической системы тюркских языков Урало-Поволжья на лекции-тренинге была продемонстрирована на примере понятия бай «богатый». Нурия Усмановна провела анализ большого количества лексем, связанных на принципах системности. Сравнивая родственные корни, все участники были вовлечены в интерактивный тренинг, каждый поделился со своим жизненным опытом, точкой зрения на заданные проблемные вопросы и открыл себя с другой стороны. «Я узнала новые интересные факты по истории татарского языка, эти знания помогут в моей учебной и преподавательской деятельности. Вообще, знание истории языка обогащает человека духовно», – выразила свое мнение Регина Исмагилова, студентка направления «Педагогическое образование» профиля «Родной (татарский) язык и литература». Лекция прошла в благоприятной атмосфере. «Много общих слов с тюркскими языками Урало-Поволжья и в кыргызском языке. Интересно было открыть связи между словами, основанные на фонетических законах и отражение в разных языках мировоззрения его носителя», – сказал студент из Кыргызстана Адилет Усекеев.

Гульчачак Шайхалиева, студентка группы ПОТЯ-АНЯ_51-20

Фотографии

Структура