Ученые БГПУ им. Акмуллы обсудили с педагогами Сибири проблемы адаптации детей с миграционной историей

26 сентября 2024

Адаптация детей из семей мигрантов к жизни в России в её самых разных аспектах – вопрос, актуальность которого возрастает с каждым годом. Институт русского языка имени С.А. Пушкина и  два государственных педагогических университета – Башкирский и Новосибирский – объединили усилия и 25 сентября организовали научно-методический семинар «Педагогическое сопровождение языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе».

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы с 2022 года выполняет государственное задание Минпросвещения РФ по созданию научно-методической системы для определения уровня языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, получающих образование в российских школах. Над аналогичным региональным заданием Новосибирской области работают специалисты НГПУ под руководством профессора кафедры педагогики и психологии ИИГСО Зои Лаврентьевой.

В очной форме семинар проходил в стенах НГПУ, а онлайн к нему подключились работники сферы образования практически всех регионов Сибирского федерального округа. Поддержали работу семинара и в Министерстве образования Новосибирской области.

«Это мероприятие имеет стратегическое значение. Дети иностранных граждан – неоднородная группа, при адаптации к жизни в нашей стране они испытывают проблемы разной степени сложности. Я уверен, что этот семинар закроет белые пятна, которые есть у нас в вопросе адаптации детей мигрантов. Благодарим ректора НГПУ Сергея Нелюбова за работу, которая проводится в этом направлении и в которой мы его поддерживаем. Уверен, что всё у нас получится!» – сказал заместитель министра образования Новосибирской области Роман Каменев.

Приветствие участникам семинара направила заместитель министра просвещения России Ольга Колударова. Обратились к ученым и педагогам проректор по научно-исследовательской работе Акмуллинского университета Светлана Гареева и и.о. ректора НГПУ Сергей Нелюбов.

На панельной дискуссии семинара, модератором которой стала проректор по научной работе НГПУ Татьяна Ромм, мнением о социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан поделился профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ имени М. Акмуллы Владислав Бенин. Свой опыт организации метапредметного подхода к обучению русскому языку во внеурочной деятельности представила заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина (Москва) Мария Лебедева. Заведующая кафедрой социальной психологии и виктимологии факультета психологии НГПУ Марина Кошенова рассказала коллегам о результатах анкетирования школьников Новосибирска, которое позволило выявить точки бифуркации адаптационного процесса детей мигрантов в учебных заведениях города.

Зульфия Зарипова, специалист-эксперт проектного офиса Акмуллинского университета представила коллегам методические рекомендации по применению диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком несовершеннолетними иностранными гражданами.

Дискуссионные площадки семинара были посвящены проблемам языковой и социально-культурной адаптации мигрантов. В обсуждении социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде онлайн приняла участие доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы Елена Жукова. На площадках семинара выступили коллеги из Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Института развития образования Иркутской области, Алтайского государственного педагогического университета, Кемеровского государственного университета.

Завершился семинар форсайт-сессией, на которой были рассмотрены инициативы Государственной Думы РФ по обучению и социализации иностранцев в России. В этой сессии приняла участие Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области Надежда Болтенко. Она привела примеры конструктивной работы по адаптации мигрантов разных поколений в новосибирский социум.

«Есть школы, где выстроена система, в которой педагоги и родители объединились в интересах детей, где педагоги понимают, как привить детям знание русского языка, культуры, норм жизни в России. В школе №77 сложился треугольник «семья-ребёнок-педагог», устраиваются разные мероприятия от бесед до фестивалей и посещения музеев. По инициативе Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации Марии Львовой-Беловой в рамках федеральной программы «Подростки России» в регионах создаются специальные пространства для подростков «Тут поймут». Такое пространство есть и около школы №77, в районе, где проживают езиды, армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики – там подростки разных национальностей собираются вместе, готовят свои национальные блюда. Это пример того, что можно сделать, чтобы не просто уйти от конфликтов с детьми, а создать возможности для диалога между детьми, педагогами и родителями», – подчеркнула Надежда Николаевна.

Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области отметила, что готова поддержать предложения, сформулированные на семинаре, и отправить их через аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ в Государственную Думу.

 

Использованы материалы и фото Новосибирского государственного педагогического университета.

Фотографии

Структура

Центры