О рябине как концепте русской культуры говорили в программе «Переплет» на Радио России

23 декабря 2025

20 декабря 2025 года доцент кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, лауреат Премии Правительства РФ Лилия Канафовна Муллагалиева стала гостем программы «Переплет» автора и ведущей  Наталии Санниковой на Радио России-Башкортостан.

Концепт – это понятие, которое не только мыслится, но и переживается, находит отклик в душе, в эмоциональном мире человека. Предметом разговора в программе «Переплет» Наталии Санниковой с участием Лилии Канафовны в 2024 и 2025 году были концепты культуры «пряник», «липа», «сирень», «яблоко». В этот раз в студии Радио России-Башкортостан речь шла о воспетом в фольклоре и литературе образе рябины.

«Преемственность, переклички, которые мы видим в литературе 20 века, – доказательство того, что мир русской природы – это, наверно, наша базовая ценность, наш культурный код, о котором сейчас много говорят. Это то, что скрепляет, что является «цементом» для разных-разных поколений. И у Марины Цветаевой такое восторженное отношение к рябине – это, мне кажется, дань традиции, которая была заложена еще в начале 19 века. Гимн рябине – русская лирика. И отрадно, когда мне как филологу удается увидеть параллели и связь русской и национальных литератур. У Мустая Карима, нашего замечательного поэта, тоже есть стихотворение, посвященное рябине, в нем нежно и трепетно показана любовь к малой родине. На материале лирики мы можем говорить о любви к родной земле ненавязчиво. Это все так искренне, и очень просто погрузить наших учеников в мир образов», сказала  в интервью автор словаря «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации» Лилия Канафовна.

«Поэты слагают о рябине замечательные стихи. И мы можем восхищаться поэтическим миром, который раскрывает нам разные облики, разные лики рябины, ее сложный, многогранный образ. Например, на фоне ели гроздья рябины выглядят очень ярко и празднично. С другой стороны, и в народной культуре, и в литературе мы можем обнаружить трагические, скорбные, очень грустные нотки, связанные с этим образом. И образ горящей, горькой рябины сквозной нитью проходит через русскую лирику. «В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть». Грусть лирического героя подчеркивается вот этой рябиной, которая уже не согревает, то есть чувство тоски и одиночества усиливается».

«Уроки словесности должны быть живыми. Сухие, казенные фразы никогда не найдут отклик в душе ребенка. Тем более – сейчас, когда у нас избалованный ученик. Он готов сложно мыслить. Он визуал, ему нужны картинки. Часто упрекают учеников, что они обладают клиповым мышлением. Но я бы сказала, что они лучше подготовлены, у них высокие требования и они готовы работать. Им очень нравится работать с текстом. И на уроках словесности мы работаем с произведениями. Вдумчивое, внимательное чтение. Интонация. Если у учителя искренняя взволнованная интонация, он не может не вдохновить своих учеников. Если вы «горите», то у вас «загорится» и рябина, то есть «костер рябины красной» надо зажечь. И зажечь сердце можно только искренней любовью к своему предмету».

«Поэтому если педагог «горит», если он сам читает стихи, приглашает к чтению учеников, то, конечно, будет особая эмоциональная атмосфера, загорятся глаза, и никто не будет сидеть в телефоне. И когда на уроке еще и картинки показываем, когда смотрим небольшие видеофрагменты, например, можем посмотреть интервью Мустая Карима, фрагмент фильма, посвященного Марине Цветаевой, – все это многомерно, многолико, и все это погружает нашего ученика в мир прекрасного русского слова. Как не влюбиться!»

В словаре «Русское слово – русский мир» предпринята попытка не только дать список концептов русской культуры, но и показать, что в национальных культурах и литературах эти концепты очень ярко отражаются. Это говорит о единстве в понимании мира природы, мира человека. Разные народы считают одинаково важной связь человека и природы и наделяют природу особой жизнью. И поэтому так много и в фольклоре, и в литературе образов природы. И, конечно, древесный мир, о котором мы говорили, и сирень, и береза, и липа – все очень ярко отражаются. Это говорит о богатстве впечатлений, эмоций, переживаний, которые связаны с деревом. О мировом древе очень много научных исследований и для нас, филологов, это открывает уникальную возможность погрузиться в мир и устного народного творчества, и русской литературы, увидеть яркие интересные образы и напитаться этим удивительным пониманием красоты русского мира, удивительного символизма и метафоричности».

 Видео программы «Переплет»  на Радио России-Башкортостан от 20 декабря доступно по ссылке: https://gtrkrb.ru/proekty/pereplet/416439-eto-nash-kulturnyy-kod-pereplete-zazhgli-koster-ryabiny-krasnoy

Фотографии