На очередном заседании методологического семинара нашей кафедры с актуальным докладом выступил доцент И.Ф.Файзуллин.

15 мая 2017

Тема доклада - итоги социологического исследования проблем  трудоустройства и карьеры выпускников БГПУ им. М.Акмуллы в Республике Башкортостан. Приведем основные положения доклада:

"Перед министерством образования Республики Башкортостан стоит цель обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Одной из задач, которую необходимо решить на пути к этой цели является создание условий для предоставления равных возможностей всем категориям обучающихся в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями и развитие кадрового потенциала сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников.

На сегодняшний день система образования в Республике Башкортостан насчитывает 1375 общеобразовательных организаций. Процесс модернизации и оптимизации сети образования в Республике практически завершен. Очень многое сделано в части подготовки учителей к работе в новых условиях, к внедрению ФГОС, повышении имиджа учителя как проводника знаний. Республика Башкортостан сегодня демонстрирует результаты высокого качества образования на всероссийском уровне. По итогам 2015-2016 учебного года по словам экспертов хорошие результаты и положительную динамику показали не только Москва и Санкт-Петербург, но и Нижегородская область, Челябинская область, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Кировская область. В рейтинг 500 лучших образовательных организаций России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году вошли 12 наших городских школ, в Топ-200 - 3 школы. А в рейтинге передовых сельских школ страны значатся 13 школ из Республики Башкортостан, что является очень хорошим показателем. «В топ-200 сельских школ есть абсолютный лидер - Краснодарский край. В лидерах также Республика Башкортостан, республика Ингушетия"- отметила Ольга Голодец.

Если раньше в школах происходило уменьшение количества учеников - сказывались демографические ямы прошлых лет. К примеру в 2013/14 учебном году численность обучающихся составляла 432599 человек, то на сегодняшний день ситуация в республике изменилась. Повысилась рождаемость. И сейчас количество обучающихся составляет 444442 человек.

В то же время необходимо отметить, что в процессе оптимизации сети образования количество школ сократилось по сравнению с 2010/11 учебным годом на 1/3 часть с 1840 до 1375 в 2015/2016 учебном году. Количество учителей, начиная с 2010 года сократилось с 42921 человек до 34888 человек в 2015 г., при неуклонном росте качества специалистов. Количество учителей с высшим профессиональным образованием в общей численности с 84% в 2010 году выросло до 90,3% в 2015 году. О чём свидетельствуют данные Башкортостанстата.

Дальнейшее сокращение количества выпускаемых специалистов при заметном росте количества обучающихся неизменно приведёт к недостатку в специалистах, перегруженности преподавателей и может стать большой проблемой для образователь-ного процесса в целом.

В условиях трансформации общественных отношений исследование использования социально-интеллектуального потенциала выпускников вузов представляет большой интерес. От уровня и интенсивности его использования зависят интенсивность общего развития. В связи с этим нами было проведено социологическое исследование проблем  трудоустройства и карьеры выпускников Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы в Республике Башкортостан. В ходе исследования было опрошено 475 студентов и выпускников БГПУ им. М.Акмуллы. Материалы исследования носят репрезентативный характер. Величина ошибки составляет не более 2-3%.

По данным проведённого социологического исследования показатель трудоустроенности выпускников в целом хороший  - 95,7% (здесь берётся период трудоустройства свыше 1 года, в связи с чем видно, что востребованность специалистами БГПУ высокая). Не трудоустроились лишь 1,7% респондентов. Трудоустроенность выпускников по специальности в течение 1 года на достаточно высоком уровне 73,5%.

Согласно мониторингу проведённому Министерством образования Российской Федерации в 2016 году доля трудоустройства выпускников БГПУ составляет 75%. Средняя сумма выплат выпускникам 17874 рубля. Выпускники БГПУ трудоустроены в 44 регионах Российской Федерации (77,4% трудоустроены в Республике Башкортостан). Средний возраст выпускников 26 лет.

Вместе с тем имеются общие проблемы, требующие своего решения.

Молодые учителя утверждают, что не знают с чего начать свою преподавательскую деятельность. В этой ситуации необходима адаптация их к рабочей деятельности, необходимо возрождать институт кураторства в образовательном учреждении. Молодой специалист нуждается в доброжелательном отношении старших учителей к своим новым коллегам. При этом часто отсутствует моральная поддержка со стороны администрации образовательного учреждения. Современные методические материалы, включая методические журналы для начинающего учителя слишком дороги, а в школьных библиотеках устаревшие материалы. На эти факторы ссылаются 25% респондентов.

Особую трудность для молодого учителя представляет психологический контакт с учениками, в особенности, с трудными детьми. Отсутствие серьезного отношения к изучению предмета со стороны учеников отметили 10% респондентов. Есть проблемы в установлении контакта с родителями из-за предвзятого отношения. Некоторые родители не верят в молодого специалиста (это отметили 5% респондентов). Данные проблемы, вызваны неготовностью решать воспитательные задачи, что обусловлено низким уровнем профессиональной педагогической подготовки в части воспитательной работы. Возможно решением этого может стать более частое  посещение открытых уроков или проведение их во время обучения в ВУЗе (в период учебной практики).

Следующая проблема - «старый» коллектив, высокий средний возраст преподавательского состава. Порой из-за этого молодому специалисту сложно адаптироваться в устоявшемся коллективе, это отметили 10% респондентов. В конечном итоге к этому добавляется психологическая неподготовленность, стресс и отсутствие личного времени.

Одной из главных проблем стабилизации кадров на местах является повышение уровня заработной платы (отметили 43,7%) и решение жилищных проблем (отметили 10% респондентов).

  На вопрос «Если Вас не устраивает Ваша работа, то по каким причинам?», получены следующие ответы:

низкий уровень заработной платы                                                                                       43.7%

очень высокая нагрузка, сильно загружают работой                                                         11.5%

отсутствие возможности карьерного роста                                                                         9.2%

коллектив устоявшийся, тяжело воспринимают «молодого специалиста»                      6.9%

работаю не по своей специальности                                                                                    6.9%

работа мне не интересна                                                                                                       3.4%

не устраивает график работы                                                                                                3.4%

коллектив «старый», высокий средний возраст коллектива                                                3.4%

«пытаются закрыть дырки» - дают очень много непрофильных уроков,

на которые нет учителей                                                                                                       1.1%

не сложились отношения в коллективе                                                                                 0%

другое                                                                                                                                      10.3%

Противоречия, которые были выявлены в ходе социологического исследования в области трудоустройства и эффективного использования педагогических кадров, должно учитываться при разработке социальной политики. Данные исследования также возможно использовать при разработке политики по работе с кадрами и учебно-воспитательной работы в школах".  

После доклада доценту И.Ф.Файзуллину были заданы разнообразные вопросы по теме, состоялась оживленная дискуссия, выявившая новые грани и аспекты проблемы.  

Фотографии

Структура

Студенческие объединения

Философский клуб «Генезис»
Философский клуб «Генезис» +7 (347) 246-22-71 kafpio@mail.ru РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д.55, 203 ауд.