Авторские разработки для научно-методической выставки в рамках Всероссийского съезда учителей родных языков народов Российской Федерации в г. Москва МПГУ

29 ноября 2025

28.11.2025 Кафедра ДПиП Института педагогики Акмуллинского университета представила авторские разработки для научно-методической выставки в рамках Всероссийского съезда учителей родных языков народов Российской Федерации в г. Москва МПГУ

27–28 ноября 2025 г. в г. Москва успешно прошел Всероссийский съезд учителей родных языков народов Российской Федерации. В программе мероприятия — пленарные заседания, панельные дискуссии и проектные сессии, научно-методическая выставка, посвящённые сохранению языкового многообразия и развитию полилингвального образования.

Опыт разработки и реализации системы полилингвального образования детей дошкольного возраста и младших школьников в условиях преемственности ДО и НОО, организации родительского просвещения Республики Башкортостан представила кафедра ДПиП Института педагогики БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы - представила инновационная площадка Издательский дом Юрта знаний, директор, студент кафедры Нагимова Елена Владимировна - научно-методические разработки под руководством директора Институ педагогики, к.п.н., доц. Борониловой И. Г., а так же
заведующей кафедрой ДПиП ИП Акмуллинского университета, к.п. н., доц., федерального эксперта Шабаевой Г.Ф.

Всероссийский съезд организован Федеральным институтом родных языков при поддержке Минпросвещения России.

Сайт МПГУ:
"27-28 ноября на площадке Корпуса гуманитарных факультетов прошел Всероссийский съезд учителей родного языка. Организатором Съезда при поддержке Министерства просвещения выступил Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации.

Работа Съезда началась с пленарного заседания, посвященного ключевым вопросам государственной языковой и образовательной политики. В центре обсуждения — приоритеты развития суверенной национальной системы образования, лучшие практики этнокультурного образования и реализация Стратегии развития образования до 2036 года.

С приветственным словом к участникам обратились Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, начальник Департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Татьяна Вагина, заместитель Министра иностранных дел РФ Дмитрий Любинский, директор Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России Александр Реут, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков и другие официальные лица.

В своем обращении С.С. Кравцов сказал: «В России сформировано единое образовательное пространство. Несомненный вклад в патриотическое воспитание вносят учителя родного языка, которые с малых лет прививают детям любовь к своей малой Родине. Мы продолжаем поддержку педагогов, знакомящих детей с культурой и традициями Отечества через изучение языка. Готовим федеральные рабочие программы и учебники. В целом по стране более трёх миллионов обучающихся изучают семьдесят пять родных языков».

Ректор МПГУ А.В. Лубков акцентировал внимание участников на роли учителя в становлении молодого поколения: «Учитель всегда был и всегда останется проводником идей добра и мира. Ни цифровые технологи, ни искусственный интеллект не способны заменить настоящего учителя. Только настоящий педагог способен зажечь «искру Божию» в ребенке, и только он способен научить ребенка уважать историю и традиции своего народа, бережно сохранять и приумножать наследие предыдущих поколений».

На пленарном заседании прозвучали доклады руководителя Федерального института родных языков народов Российской Федерации» Эсет Боковой, начальника Управления государственной политики в сфере межнациональных отношений ФАДН России Тимура Цыбикова, директора Департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбины Бикбулатовой, главного редактора издательства «Просвещение» Надежды Колесниковой. Одним из докладчиков стала руководитель центра междисциплинарных лингводидактических проектов МПГУ, д.п.н. О.Е. Дроздова.

Программа Съезда была насыщенной: одновременно на шести площадках прошли панельные дискуссии, экспертные и проектные сессии, выставка «Инновации в преподавании родных языков: от теории к практике»; работали фокус-группы, коммуникационные зоны и переговорные площадки. Участники взаимодействовали в формате экспертных обсуждений и методических практикумов, посвященных современным подходам к преподаванию родных языков, разработке учебников, поликультурному образованию, языкам коренных малочисленных народов Севера и развитию родной речи дошкольников.

Активное участие в работе Съезда приняли сотрудники и преподаватели МПГУ. Так, руководителями секций стали доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии, к.ф.н. Р.Х. Шаряфетдинов, заведующий кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма, профессор, д.п.н. Е.А. Хамраева, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, д.ист.н. Е.А. Омельченко, заместитель декана факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО, д.ист.н. А.А. Шевцова, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, к.псих.н. Е.И. Изотова.

В рамках Съезда прошла презентация лучших работ участников Международного конкурса двуязычных эссе “Билингва”, в рамках которого эссе на двух языках – русском и родном – пишут дети и молодые люди до 22 лет. Конкурс ежегодно проходит на площадке МПГУ при поддержке Правительства Москвы и призван содействовать поддержке родных языков, формированию ценностного отношения к языкам и культуре народов России и мира. В 2025 году эссе на конкурс были написаны на 48 языках народов России и мира. Руководила площадкой презентации Конкурса зам. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, доктор исторических наук А.А. Шевцова.

Еще одной площадкой Съезда, организованной при содействии МПГУ, стал круглый стол “О роли семьи и школы в формировании языковой личности (модераторы: Омельченко Елена Александровна, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, д.ист.н.; Синёва Ольга Владимировна доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ, председатель жюри конкурса «Билингва», к.филол.н.). Круглый стол был посвящен презентации продуктивных практик формирования и воспитания языковой личности в условиях семьи и поликультурного образования, вопросам поддержки и развития дву- и многоязычия, а также этнокультурного разнообразия. Продемонстрирован опыт учителей родных языков РФ в формировании бережного отношения детей и молодёжи к родному языку, особое внимание уделено практикам взаимодействия с семьями учеников.

Работа Съезда завершилась проведением стратегической сессии «Современные тенденции развития языкового и культурного многообразия и изучение языков народов Российской Федерации в системе общего образования». Главным итогом заседания стало принятие резолюции, определяющей дальнейшие приоритеты развития многоязычного образовательного пространства.

Успех мероприятия, праздничная и дружественная атмосфера Съезда стали возможны благодаря большой подготовительной работе, проведенной Управлением непрерывного дополнительного образования и лично проректором по дополнительному образованию Д.А. Кудрявцевой, а также благодаря слаженному взаимодействию нескольких подразделений – Центра кинопедагогики и медиакультуры, Управления информационных технологий, Дирекции креативных программ, Управления воспитательной работы и молодежной политики, Административно-хозяйственного отдела корпуса гуманитарных факультетов.

Фотографии