Директор Института педагогики поделилась мнением о школьной нагрузке

23 сентября 2025

Последние десятилетия непрерывно нарастала нагрузка как на современного школьника, так  и на педагогов и родителей. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что школьная программа перегружена темами на 15–30%, что негативно сказывается на образовательном процессе. В Министерстве просвещения России ответили главе Рособрнадзора, что на данный момент проделана большая и детальная работа, которая дает право с уверенностью говорить, что нагрузка на учеников снижена. Своим мнением поделилась директор Института педагогики БГПУ имени М. Акмуллы Ирина Боронилова.

Прежде всего, нужно учитывать научный подход и основополагающие дидактические принципы обучения при определении возрастных возможностей детей для определения объёма школьной программы, домашних заданий, считает кандидат педагогических наук.

- Да, безусловно, мир меняется, появляется много новых знаний, технологий, отраслей. Современный ребёнок как гражданин будущей страны воспитывается на нравственно-патриотических идеалах и общечеловеческих ценностях и обучается в соответствии  с требованиями научно-технического прогресса, осваивает современные технологии. Однако решение этих задач не должно в школе идти по экстенсивному пути - непрерывному увеличению объема и усложнению содержания.

Так, например, с моей точки зрения, на выходные дни домашние задания нужно давать только  познавательной или творческой, художественно-эстетической направленности. Это может быть наблюдение за явлениями природы, животными, птицами или растениями, разучивание песен или стихов, чтение и тому подобное.  Такие задания будут  направлены на взаимодействие с родителями, будут способствовать общению, взаимодействию, развитию семейных традиций и ценностей. И не будут перегружать ни семью, ни педагогов школы. Работа по оптимизации нагрузки школьников и педагогов в нашей стране уже началась, многое сделано по корректировке нагрузки и работа продолжается. Очень важно, чтобы не в ущерб качеству образования современная система способствовала созданию комфортных условий для обучения и отдыха, полноценного восстановления сил школьников и  педагогов, - считает Ирина Боронилова.

К сведению: Минпросвещения РФ с 1 сентября 2025 года приказом определило допустимую годовую учебную нагрузку для школьников с первого по девятый классы.

Так, с этого учебного года норма составляет: в первом классе - от 620 до 653 часов; во втором, третьем и четвертом - от 782 до 884; в пятом - от 986 до 1088; в шестом - от 1020 до 1122; в седьмом - от 1088 до 1190; в восьмом и девятом - от 1122 до 1224. Количество часов зависит от вариантов федеральных образовательных планов.

 

Структура

Кафедра профессионального и социального образования
Кафедра профессионального и социального образования +7 (347) 2469893, 2469950 kafedra.pppo@mail.ru г.Уфа,Чернышевского, 25а, Учебный корпус №5, каб.№306
Кафедра музыкального и хореографического образования
Кафедра музыкального и хореографического образования +7 (347) 246-06-82 внутренний 457 tanapolia@bk.ru г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 7 / Учебный корпус № 7
Кафедра теорий и методик начального образования
Кафедра теорий и методик начального образования +7 (347) 246-24-72 kaf_timno@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а, каб. 411
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и психологии +7 (347) 246-20-21 kafedradp@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25-а, каб. 313
Кафедра специальной педагогики и психологии
Кафедра специальной педагогики и психологии +7 (347) 246-20-37 kafedra-spip@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а, каб. 308
Кафедра педагогики
Кафедра педагогики +7 (347) 246-92-26 pedkaf@bspu.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а