Башкирским научным центром РАО совместно с Институтом педагогики организован круглый стол «Дидактические принципы в теории и практике современного образования»

04 декабря 2023

2 декабря 2023 года в ходе работы международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в национальных системах образования» Национального педагогического форума Башкирским научным центром РАО совместно с Институтом педагогики  организован круглый стол «Дидактические принципы в теории и практике современного образования». В работе круглого стола приняли участие преподаватели БГПУ им.М.Акмуллы, Сургутского  госпедуниверситета, Ульяновского госпедуниверситета им. И.Н.Ульянова, аспиранты и магистранты.   

Основное внимание было уделено реализации принципа доступности в обучении студентов педагогического вуза и школьников, ориентированных на получение педагогической профессии в условиях современной образовательной парадигмы.

Модератором выступила д.п.н., профессор, исполнительный директор БашНЦ РАО Л.А.Амирова.

Обсуждены следующие вопросы:

Принцип доступности и современная образовательная парадигма. Точки сопряжения (докладчик – д.п.н., профессор Л.А.Амирова).

Генезис принципа доступности в истории педагогики и образования (докладчик ­– к.п.н., доцент Л.П.Гирфанова).

ЦРК как площадка для реализации принципа доступности (докладчик – к.п.н., доцент И.Г.Боронилова).

Использования современных цифровых технологии для повышения качества образовательного процесса (докладчик – д.ф-м.н., профессор А.С.Филипова)

Дидактические принципы построения образовательной среды в условиях летнего школьного лагеря (докладчики – Г.С.Рябова, магистрант, В.Ш.Набиев, канд. пед. наук, доцент, УлГПУ им. И.Н. Ульянова (г. Ульяновск).

Принцип доступности в реализации профориентационной деятельности педагогического вуза (докладчик – к.п.н., доцент Л.Ф. Султанова).

Роль технопарка универсальных педагогических компетенций в обеспечении доступности междисциплинарной образовательной среды (докладчик – директор технопарка БГПУ им. М.Акмуллы С.С. Переверзев).

Участники круглого стола отметили:

- сделать обучение легким (о чем заботился Я.А.Коменский) и сделать его доступным – две существенные разницы. Современные представления  педагогов и психологов ориентируют нас на принцип «посильной трудности»,  так как – где нет затруднения, там нет развития;

- в реалиях современной образовательной парадигмы, субъект-субъектной позиции педагогов и обучающихся, увеличения доли самостоятельной работы студентов, интерактивных и проектных форм учебной деятельности высокую значимость приобретает образовательная среда вуза;

- значимость образовательной среды педагогического вуза в достижении высокого качества подготовки будущих педагогов поддерживается всей вертикалью административных и исполнительских структур конкретного вуза и за его пределами, что обязывает преподавателей и студентов максимально использовать возможности современных аудиторий, центров развития компетенций, технопарков и т.п., информационных инструментов для выполнения критерия доступности образования и доступности информации в образовании для студентов, магистрантов, аспирантов;

- возможность реально воплощать принцип доступности в современном его понимании появляется только там и только тогда, когда наблюдается «параллельное движение» педагога и ученика в направлении освоения учебного материала;

- реализация принципа доступности должна быть имплементирована в профессиональную деятельность преподавателя,  в учебную деятельность обучающегося, в организацию образовательного пространства и обучающей среды, в повседневную жизнь семьи и ближайшего окружения человека. При этом должны быть учтены все возможные характеристики и специфические особенности применяемых средств обучения, и их соответствие уровню развитости внимания, восприятия, мышления, памяти, способностей и воображения обучающихся, а также  типологические, индивидуальные, возрастные их особенности.

Фотографии

Структура

Кафедра профессионального и социального образования
Кафедра профессионального и социального образования +7 (347) 2469893, 2469950 kafedra.pppo@mail.ru г.Уфа,Чернышевского, 25а, Учебный корпус №5, каб.№306
Кафедра музыкального и хореографического образования
Кафедра музыкального и хореографического образования +7 (347) 246-06-82 внутренний 457 tanapolia@bk.ru г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 7 / Учебный корпус № 7
Кафедра теорий и методик начального образования
Кафедра теорий и методик начального образования +7 (347) 246-24-72 kaf_timno@mail.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а, каб. 411
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и психологии +7 (347) 246-20-21 kafedradp@bk.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25-а, каб. 313
Кафедра специальной педагогики и психологии
Кафедра специальной педагогики и психологии +7 (347) 246-20-37 kafedra-spip@mail.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а, каб. 308
Кафедра педагогики
Кафедра педагогики +7 (347) 246-92-26 pedkaf@mail.ru г.Уфа, ул. Чернышевского 25а