Состоялся круглый стол «Дидактические принципы в теории и практике современного образования»

06 декабря 2023

2 декабря 2023 года в ходе работы международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в национальных системах образования» Национального педагогического форума Башкирским научным центром РАО совместно с Институтом педагогики  организован круглый стол «Дидактические принципы в теории и практике современного образования». В работе круглого стола приняли участие преподаватели БГПУ им.М.Акмуллы, Сургутского  госпедуниверситета, Ульяновского госпедуниверситета им. И.Н.Ульянова, аспиранты и магистранты.   

Основное внимание было уделено реализации принципа доступности в обучении студентов педагогического вуза и школьников, ориентированных на получение педагогической профессии в условиях современной образовательной парадигмы.

Модератором выступила д.п.н., профессор, исполнительный директор БашНЦ РАО Л.А.Амирова.

Обсуждены следующие вопросы:

  • Принцип доступности и современная образовательная парадигма. Точки сопряжения (докладчик – д.п.н., профессор Л.А.Амирова).
  • Генезис принципа доступности в истории педагогики и образования (докладчик ­– к.п.н., доцент Л.П.Гирфанова).
  • ЦРК как площадка для реализации принципа доступности (докладчик – к.п.н., доцент И.Г.Боронилова).
  • Использования современных цифровых технологии для повышения качества образовательного процесса (докладчик – д.ф-м.н., профессор А.С.Филипова)
  • Дидактические принципы построения образовательной среды в условиях летнего школьного лагеря (докладчики – Г.С.Рябова, магистрант, В.Ш.Набиев, канд. пед. наук, доцент, УлГПУ им. И.Н. Ульянова (г. Ульяновск).
  • Принцип доступности в реализации профориентационной деятельности педагогического вуза (докладчик – к.п.н., доцент Л.Ф. Султанова).
  • Роль технопарка универсальных педагогических компетенций в обеспечении доступности междисциплинарной образовательной среды (докладчик – директор технопарка БГПУ им. М.Акмуллы С.С. Переверзев).

Участники круглого стола отметили:

- сделать обучение легким (о чем заботился Я.А.Коменский) и сделать его доступным – две существенные разницы. Современные представления  педагогов и психологов ориентируют нас на принцип «посильной трудности»,  так как – где нет затруднения, там нет развития;

- в реалиях современной образовательной парадигмы, субъект-субъектной позиции педагогов и обучающихся, увеличения доли самостоятельной работы студентов, интерактивных и проектных форм учебной деятельности высокую значимость приобретает образовательная среда вуза;

- значимость образовательной среды педагогического вуза в достижении высокого качества подготовки будущих педагогов поддерживается всей вертикалью административных и исполнительских структур конкретного вуза и за его пределами, что обязывает преподавателей и студентов максимально использовать возможности современных аудиторий, центров развития компетенций, технопарков и т.п., информационных инструментов для выполнения критерия доступности образования и доступности информации в образовании для студентов, магистрантов, аспирантов;

- возможность реально воплощать принцип доступности в современном его понимании появляется только там и только тогда, когда наблюдается «параллельное движение» педагога и ученика в направлении освоения учебного материала;

- реализация принципа доступности должна быть имплементирована в профессиональную деятельность преподавателя,  в учебную деятельность обучающегося, в организацию образовательного пространства и обучающей среды, в повседневную жизнь семьи и ближайшего окружения человека. При этом должны быть учтены все возможные характеристики и специфические особенности применяемых средств обучения, и их соответствие уровню развитости внимания, восприятия, мышления, памяти, способностей и воображения обучающихся, а также  типологические, индивидуальные, возрастные их особенности.

 

Исполнительный директор
Башкирского научного центра РАО,
д.п.н., профессор                                                                   Л.А.Амирова

Фотографии