Психологическое просвещение в студенческом городке

18 апреля 2025

В рамках учебной практики по получению первичных профессиональных умений студенты группы ППДП-21-23 факультета психологии под руководством педагога-психолога провели ряд мероприятий, направленных на психологическое просвещение обучающихся, проживающих в общежитии.

08 апреля прошел тренинг «Гормоны счастья». Ведущие тренинга Ирина Б. и Анна Д. начали свое выступление с помощью актуальных цитат «Нет пути к счастью, счастье - это путь» (Будда), «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» (Артур Шопенгауэр), далее перешли к вопросам, подводящим к теме, вовлекая участников тренинга в активное взаимодействие.

Ведущие рассказали о «гормонах счастья», а именно серотонине, окситоцине, дофамине и эндорфине, их влиянии на наш организм, как проявляется их дефицит, и как их можно активировать естественным путем. Озвучили много различных примеров из жизни, провели интересные упражнения. Участникам очень понравились практические техники: «Подарок самому себе», «Искусство самопрезентации», «Точки соприкосновения», которые действительно помогли почувствовать позитивный эффект на себе, выработав определенный гормон счастья.

Девушки проделали отличную работу, подготовив структурированную и понятную информацию. Им удалось создать теплую и поддерживающую атмосферу, что позволило участникам почувствовать себя комфортно, свободно делиться своими мыслями. Отдельно хочется отметить профессионализм ведущих, их готовность отвечать на вопросы.

09 апреля состоялся мастер-класс на тему «Прокрастинация и лень. Как с ними бороться?». С самого начала мероприятие привлекло внимание студентов, так как проблема прокрастинации знакома многим не понаслышке, и участники были настроены узнать для себя что-то новое и полезное.

Ведущие мастер-класса Нурия Ф. и Камила З. отлично справились с поставленной задачей. Они доступно объяснили различие между прокрастинацией и ленью, рассказали о причинах, которые могут стоять за этими состояниями, что помогло студентам лучше понять, почему те иногда откладывают дела на потом, и как этим управлять.

Одним из главных моментов стало знакомство с техниками, предложенными для борьбы с прокрастинацией. С помощью метода  «Квадрат Декарта» участники тренинга учились структурировать свои мысли и расставлять приоритеты, применение «Матрицы Эйзенхауэра» помогло определить важность и срочность поставленных задач, взглянуть на свои дела с новой стороны. Техника «Съешь лягушку» вдохновила ребят начинать день с самых «неприятных» дел, что в дальнейшем  способствует повышению продуктивности. А обсуждение метода «Съешь слона» добавило элемент игры в процесс осознания своих целей и задач, что позволило студентам воспринимать свою работу менее пугающей и более управляемой.

Завершением мастер-класса стала релаксация по Джекобсону, которая помогла участникам расслабиться и усвоить полученные знания. Это был отличный способ подвести итоги и дать возможность мозгу отдохнуть после насыщенной информации.

10 апреля на тренинге «Стресс в общежитии и способы его устранения» участники погрузились в изучение одной из самых актуальных тем для студентов. Ведущие Камила А., Екатерина Б., и Валерия В. начали с объяснения природы стресса, затем разобрали ключевые стадии — от первоначальной мобилизации, когда тело готовится к действию, до фазы истощения, если стресс становится хроническим. Также выделили различия между острым стрессом, который возникает в конкретных ситуациях, и хроническим, способным сохраняться месяцами. 

Теория логично подкреплялась практикой, в упражнении «Коробочка» студенты активно включились в диалог: делились личным опытом, обсуждали, как шум соседей, нехватка личного пространства, конфликты из-за быта или учебная нагрузка влияют на их состояние, а затем предлагали свои способы решения проблем. Это обсуждение не только помогло увидеть, что трудности у многих похожи, но и стало мостом для взаимной поддержки: студенты осознали, что вместе можно найти выход даже из сложных ситуаций.

Затем участники перешли к освоению дыхательных упражнений, мышечной релаксации. Под руководством ведущих все поочерёдно напрягали и расслабляли разные группы мышц всего тела. Упражнение показало, как физическое напряжение связано с эмоциональным, научило переключать тело в режим отдыха даже в условиях хаотичной обстановки общежития.

Завершился тренинг творческим заданием. Каждый участвовал в создании коллажа на тему «Моя жизнь в общежитии», используя вырезки из журналов, рисунки и надписи. Через творчество студенты визуализировали свои переживания, мечты и маленькие радости студенческого быта. Многие обнаружили, что даже в стрессе можно найти ресурсы для вдохновения. 

17 апреля на тренинге «Какие эмоции бывают и как они на нас влияют» участники познакомились с шестью базовыми эмоциями по классификации Пола Экмана: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. Ведущие Инна Г., Анастасия И. и Алексей Ш., не только познакомили с разновидностями каждой эмоции, но и подробно рассказали об их когнитивных эффектах – то, как они влияют на наше мышление, внимание, память и принятие решений. Например, радость может проявляться как вдохновение, благодарность или восторг, а её когнитивный эффект – расширять фокус внимания, помогая видеть больше возможностей вокруг. Печаль, в свою очередь, бывает грустью, тоской или сожалением, и она замедляет мыслительные процессы, направляя нас на переосмысление опыта. Для каждой эмоции давалась не только теория, но и то, как она проявляется в теле и поведении. Так, страх может вызывать учащенное сердцебиение и желание избежать ситуации, а удивление — обострить восприятие, заставляя нас замечать детали.

Особенно ценными стали практические упражнения, которые помогли закрепить теоретический материал. При разборе печали применялось упражнение «Терапевтическое письмо», в котором участники описывали  ситуацию, вызвавшую данную эмоцию, чтобы понять, что она хочет нам показать: возможно, потребность в поддержке, отдыхе или изменениях. Для работы с гневом использовали «Коробочное дыхание» - технику, где вдох, задержка, выдох и пауза длятся по 4 секунды. Это помогло научиться переключать фокус с эмоции на тело. Удивление разбирали с помощью «Стоп-кадра»: вспоминая неожиданную ситуацию, анализировали её причины и последствия, что развивало гибкость мышления. Для отвращения применяли «Ступени контроля» - учились принимать ситуацию или абстрагироваться от неё, что полезно в общении с токсичными людьми.

Завершился тренинг игрой «Одна эмоция на выходе», показавшей, что эмоции не есть что-то абстрактное, а часть нашего ежедневного общения. Мероприятие превратилось в живой диалог чувств – участники радовались, удивлялись, немного злились, смущались, но в итоге лучше поняли, как эмоции влияют на наше взаимодействие с окружающими.

По итогу посещения просветительских мероприятий студенты, проживающие в общежитии, оставили самые теплые отзывы. Они искренне поблагодарили за полученные практические инструменты для работы с психологическими трудностями, особенно отметив силу мышечного расслабления, умение взглянуть на проблемы под другим углом, и что вместе можно найти выход из любых ситуаций!

Составители:

педагог-психолог Макарова Светлана Аркадьевна,

студент 2 курса факультета психологии Замалова Камила

Фотографии