Состоялся круглый стол по вопросам организационного и научно-методического обеспечения одаренных и мотивированных детей

06 декабря 2022

В Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялся круглый стол «Проблемы организационного и научно-методического обеспечения одаренных и мотивированных детей в Республике Башкортостан». Мероприятие было организовано Комитетом по образованию, культуре, молодежной политике и спорту. Модератором выступил заместитель председателя Комитета Альфис Гаязов.

В обсуждении темы приняли участие депутаты, первый заместитель министра образования Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин, председатель профильной комиссии Общественной палаты Уфы Рустем Игбаев, представители органов местного самоуправления, образовательных организаций.

С основным докладом выступил председатель парламентского Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин. Говоря об актуальности рассматриваемой темы, Раиль Асадуллин рассказал о работе, которая ведется в стране и республике для того, чтобы создать одаренным детям все условия для раскрытия и реализации их потенциала. Стратегические цели и задачи обозначены в программе «Развитие образования в Республике Башкортостан, в Концепции развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан, в Программе реализации Концепции развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан. Координацию деятельности осуществляет Попечительский Совет при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

– Примечательным событием стало появление в республике Центра развития талантов «Аврора», который осуществляет информационно-аналитическое сопровождение системы работы с одаренными детьми, выполняет работу по развитию компетенций учителей, обеспечивает сетевое взаимодействие образовательных организаций, организационное сопровождение предметных олимпиад, конкурсов, – сказал Раиль Асадуллин. – В республике появились новые инновационные школы и образовательные центры, которые обобщенно можно именовать «школами повышенного типа» или «повышенного уровня обучения». К ним, прежде всего, можно отнести Республиканский инженерный лицей, полилингвальные школы, центры образования цифрового и гуманитарного профиля, школы креативных индустрий. Данные школы характеризуются наличием сложных программ, новых предметов, почти вузовской системы обучения, высококвалифицированных педагогических и научных кадров, серьезной технической базы, конкурсного отбора, высоких требований к обучающимся.

В республике сложилась продуманная система предметных олимпиад. Успешное участие в олимпиадах поднимает престиж образовательных учреждений и стимулирует учащихся к новым достижениям. В то же время Раиль Асадуллин отметил, что результаты республики по количеству победителей и призеров олимпиад не отражают педагогический потенциал региона в работе с одаренными и мотивированными детьми и свидетельствуют о наличии нерешенных вопросов.

– Анализ практики работы с одаренными детьми свидетельствует о трудностях, возникающих в общеобразовательных школах, – сказал депутат. – Переполненность классов отмечают свыше 66 % педагогов, отсутствие должного технического оснащения – 64 % учителей, а отсутствие научно-методического обеспечения – 56 %. Только 12,5 % опрошенных учителей отметили, что они специально занимаются с одаренными детьми, привлекая их к научно-исследовательской деятельности, 36 % педагогов отмечают свою недостаточную компетентность, а 52,8 % выражают нежелание осуществлять подобную деятельность. Учителя отмечают, что они плохо вооружены методиками диагностики сопровождения   одаренных детей, качества образовательного процесса, выражают сожаление, что работа с такими детьми носит временный организационный характер, связанный с проведением олимпиад, конференций, фестивалей, конкурсов. Основной причиной невысоких результатов, как отмечают работники образования, является отсутствие индивидуальной работы с участниками олимпиад и их резерва в течение всего учебного года.

Раиль Асадуллин отметил основные направления, усиление которых будет способствовать более полной реализации потенциала талантливых детей. В частности, предложено создать единую информационную базу организаций, тьюторов и репетиторов, которые готовят детей к олимпиадам, и обеспечить их системное научно-методическое сопровождение; разработать пакет документов и методику для системной работы по выявлению и развитию одаренных детей и т. д.

Актуальные проблемы и стратегические задачи по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи республики были затронуты и другими докладчиками. Так, первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин рассказал о нормативной правовой основе данной работы, о финансовом обеспечении мероприятий в 2022 году и подробно остановился на показателях эффективности реализации концепции развития одаренных детей и молодежи в Башкортостане.

На круглом столе состоялась продуктивная дискуссия, в которой приняли участие  и представители нашего вуза - директор института педагогики Ирина Геннадьевна Боронилова и и.о. зав. кафедрой педагогики Алина Халиловна Ахмедьянова.

В завершение участники круглого стола приняли за основу проект рекомендаций, который будет доработан с учетом прозвучавших предложений.

Фотографии