В Башкортостане система среднего профессионального образования развивается активно, поскольку вопрос подготовки кадров сегодня является одним из ключевых для экономики и социальной сферы.
Глава Башкортостана последовательно поддерживает и проводит политику развития подготовки профессиональных кадров. Радий Хабиров инициировал последовательную работу по модернизации колледжей - запланировано выделение 4 млрд рублей до 2030 года, по 500 млн рублей ежегодно на оснащение колледжей передовым оборудованием.
Руководитель республики считает, что колледжи готовы адаптироваться под требования работодателей. По его словам, это в интересах образования и экономики.
Радий Хабиров также инициировал учреждение грантов на обновление материально-технической базы колледжей: три победителя конкурса будут получать по 30 млн рублей из бюджета республики ежегодно. Увеличил он и число получателей стипендий главы республики с 107 до 150. Размер стипендии составляет 5000 рублей.
Отрадно, что Республика Башкортостан активно вошла в проект «Профессионалитет», в рамках которого в 2025 году будет функционировать уже 19 центров, на их создание привлечено более 1,62 млрд рублей федеральных субсидий, из бюджета республики выделено более 860 млн рублей. По количеству центров наша республика лидирует в России, занимает 1-е место. Этот проект способствует целенаправленной подготовке специалистов в соответствии с реальными потребностями работодателей.
Стоит отметить и то, что с 2019 года на базе 60 колледжей создано 188 современных мастерских, из них 79 – в рамках нацпроекта, а 109 – это наследие чемпионата «Молодые профессионалы».
Глава республики считает, что учеба в колледжах стала престижной, ведь их выбирают 60% выпускников девятых классов в Башкортостане.
«И наша обязанность – создавать условия для этих молодых людей, чтобы они могли получить качественное образование и востребованную профессию», – подчеркивает Радий Хабиров.
БГПУ имени Акмуллы оказался одним из первых в республике, кто выиграл грант проекта. Ровно год назад здесь открылся кластер федерального проекта «Профессионалитет». Участниками образовательного кластера «Центр педагогических компетенций» стали пять колледжей региона: колледж БГПУ имени Акмуллы, Месягутовский, Туймазинский, Нефтекамский педагогические колледжи и Кушнаренковский многопрофильный профессиональный колледж имени Д.Мурзина, а также 11 организаций-работодателей – школ, детских садов и учреждений дополнительного образования Башкортостана. Мы попросили руководителя образовательного кластера «Центр педагогических компетенций», заместителя директора Колледжа БГПУ имени М. Акмуллы Нину Набиуллину рассказать об изменениях и новшествах в учебном заведении в связи с вхождением в проект «Профессионалитет».
- В рамках Федерального проекта «Профессионалитет» мы открыли девять лабораторий, в которых приобретают практические навыки студенты, обучающиеся по специальностям направления Педагогика. Лаборатории оснащены современным оборудованием, так что будущие учителя со студенческой скамьи учатся использовать в своей работе новейшие методы, технологии, инструменты. Например, в распоряжении студентов специальности «Музыкальное образование» целая театральная студия со зрительным залом на 100 мест, профессиональным оборудованием звука и света и настоящей гримерной, которой позавидуют даже профессиональные актеры.
Также были переработаны образовательные программы по специальностям. Появился новый практико-ориентированный модуль, разработанный совместно с работодателями, при этом учтены требования, предъявляемые отраслью к современному выпускнику. Так, у выпускника специальности «Преподавание в начальных классах» должны быть сформированы навыки полилингвального обучения, для чего также была создана специальная лаборатория.
- Нина Геннадьевна, а поменялся ли принцип обучения в учебном заведении?
- Обучение стало максимально ориентированным на формирование у студентов практических навыков. Также большой интерес представляют цифровые образовательные контенты, которые разработали наши преподаватели в рамках ФП «Профессионалитет». Необходимо отметить, что все 12 разработок получили высокую оценку со стороны экспертов и размещены на дистанционной платформе «Мой колледж». Таким образом, студенты при необходимости из любой удобной им географической точки могут получать знания.
- Федеральная программа предусматривает создание учебно-производственного кластера, на чём он у вас основан?
- Учебно-производственный кластер, созданный у нас, позволяет вывести взаимодействие с партнерами на качественно новый уровень. В БГПУ имени М. Акмуллы уже существуют мощные традиции взаимодействия с детскими садами, школами, колледжами. В рамках ФП «Профессионалитет» у нас усилилось это взаимодействие и приобрело новые формы. Так, в образовательный кластер «Центр педагогических компетенций» вошли колледжи республики: Кушнаренковский многопрофильный профессиональный колледж, Месягутовский, Нефтекамский, Туймазинский педагогические колледжи. Студенты данных колледжей также обучаются по обновленным программам. Работодатели принимают активное участие в образовательном процессе: ведут занятия, руководят практикой, входят в комиссию на демонстрационных экзаменах. Стоит отметить, что к выпускному курсу практически каждый наш студент уже трудоустроен и успешно совмещает работу с учебой.
- Какие отзывы вы получаете от работодателей о своих выпускниках?
- Со многими школами у нас установились очень плодотворные взаимоотношения. Центр педагогических компетенций становится центром притяжения не только для студентов и школьников, но и для учителей школ города Уфы. А в школах уже работают наши выпускники. Интересным видом взаимодействия с образовательными организациями явилось проведение на нашей площадке педагогических советов в формате стратегических сессий, в ходе которых мы обсуждаем вопросы подготовки кадров для отрасли. Очень важно, что коллективы школ готовы принимать наших студентов и выпускников и работать над их обучением вместе с колледжем и вузом. Мне кажется, прошло то время, когда образовательные учреждения не хотели работать с «сырыми» специалистами, а готовы в них вкладывать свою энергию и прикреплять опытного наставника, который обучает на рабочем месте. Да и сам наш выпускник уже не «сырой», благодаря практико-ориентированному образованию. Очень часто слышим от взрослых опытных учителей, что они многому учатся у вновь пришедших молодых специалистов.
- Что говорят сами студенты?
- Во-первых, при поступлении в Колледж БГПУ им. М.Акмуллы абитуриенты проходят очень серьезный отбор. Рейтинг поступивших высокий, уже несколько лет у прошедших конкурс средний балл аттестата 4.8 - 5.0. Принимая участие в собеседовании этим летом, я порадовалась, насколько заинтересованы абитуриенты в получении профессии педагога. А обучаясь по программам ФП «Профессионалитет» в современных лабораториях с новейшим оборудованием, наши студенты становятся ещё более заинтересованными. В Центре педагогических компетенций мы систематически проводим профессиональные пробы для детей и подростков из детских садов и школ города и республики. Большой популярностью пользуются каникулярные образовательные смены. Все направления ведут студенты под чутким руководством педагогов-наставников. Приятно видеть, как горят глаза будущих учителей, когда они работают с детьми.
О том, какие задачи предстоит решить учебному заведению в этом году, прокомментировала директор Колледжа БГПУ им. М. Акмуллы Анна Таболина:
- В текущем учебном году нам предстоит реализация 7 образовательных программ на базе в рамках ФП «Профессионалитет», из них 6 программ педагогической направленности. Всего колледж реализует 13 образовательных программ. Обновленными программами будет охвачена почти треть обучающихся - 28% студентов.
Все программы разработаны совместно с участниками образовательного кластера, каждая из которых содержит новый цифровой образовательный контент.
В прошлом учебном году студенты обучались на первом курсе, завершая общеобразовательный цикл. В рамках образовательной деятельности площадки ФП «Профессионалитет» мы перешли на программы, реализуемые с использованием сетевой формы, привлекая действующих работников предприятий и учреждений.
Предстоит организовать в лабораториях Центра педагогических компетенций обучение для преподавателей из сетевых колледжей с целью получения актуальных педагогических навыков, навыков конструирования образовательных программ, цифровых навыков.
Новые программы призваны повысить конкурентоспособность колледжа и быть привлекательны для абитуриентов.
Как работодатель заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Центр образования № 69» Дарья Смирнова считает, что работа кластера «Центр педагогических компетенций» — это коллективная работа по созданию универсального специалиста на базе созданных площадок и обновленной материально-технической базы. Она отметила, что в ходе работы по подготовке программы «Профессионалитет» пришлось не раз встречаться с руководством педколледжа. Вместе проводили личные встречи и опросы среди руководителей школ и детских садов, на которых было высказано много пожеланий, запросов по качеству подготовки будущего специалиста сферы образования. По словам Дарьи Смирновой, благодаря плодотворной работе с потенциальными работодателями и была создана образовательная программа «Профессионалитета», а также проработана материально-техническая база.
Образовательный кластер колледжа БГПУ имени Акмуллы в дни открытых дверей посещают школьники. Им очень нравится выполнять задания квеста в новых аудиториях и лабораториях. Выполняя задания, они активно знакомятся со специальностями, которые можно получить в колледже.
Советник директора по воспитательной работе школы №8 города Уфы Руслан Салахов часто приводит своих учеников в колледж, ведь он сам его выпускник. Он рад тому, что колледж развивается, появляются новые специальности, обновляются площадки и оборудование. Ему нравятся лаборатории программирования и робототехники, дошкольного образования. По его словам, они яркие, современные, с высококвалифицированными преподавателями.
Источник: "Молодежная газета"
Автор: Рамзия Габитова