Эксперт-наставник Маргарита Мирзаянова рассказала о подготовке к финалу «Абилимпикса»

23 июля 2024

В начале июля на Отборочном этапе национального чемпионата «Абилимпикс» среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Приволжского и Уральского федеральных округов, прошедшем в Свердловской области, студент колледжа БГПУ им. М.Акмуллы Айдар Разяпов занял первое место в компетенции «Исполнительское мастерство (Вокал)». О подготовке к чемпионату и участию в нем в интервью «Молодежной газете» рассказала эксперт-наставник по чемпионату, преподаватель колледжа БГПУ им. М. Акмуллы Маргарита Мирзаянова.

– Маргарита Маратовна, расскажите немного о самом чемпионате, его истории и правилах, расшифровке необычного названия, самых звездных победителях.

– Хочется начать с того, что «Абилимпикс» — это целая экосистема комплексной социальной реабилитации инвалидов, а сам чемпионат —соревнование профессионалов в разных компетенциях, которых стало очень много за 10 лет развития движения. Название движения – это сокращение «Олимпиада возможностей» (англ. «Olympics of Abilities»). Основано оно в Японии. В 1972 году там был проведен Первый Национальный конкурс профессионального мастерства среди людей с ограниченными возможностями. C 2014 года соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов проводятся и в России, Первый Национальный чемпионат «Абилимпикс» прошел в 2015 году. Основной целью чемпионата является профессиональная ориентация и мотивация к получению профессионального образования, трудоустройству и занятости людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. У «Абилимпикса» есть прекрасный девиз: «Мечтай, действуй, побеждай!» Чемпионат сегодня проводится в 182 компетенциях для студентов и специалистов, а также для школьников. В чемпионатном движение не так давно стали появляться творческие направления. Наша компетенция по вокалу  ещё очень молодая. В прошлом году данную компетенцию презентовали на финале Национального чемпионата, а в этом году она уже проходит по всем правилам: Региональный этап, Отборочный Национальный этап и Финал Национального чемпионата. Сегодня Национальный чемпионат «Абилимпикс» – один из ключевых проектов Минпросвещения России, является частью президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Мы очень рады, что Айдар, в такой знаковый год в нашей республике, в Год заботы о людях с ограниченными возможностями, стал победителем и поедет в октябре представлять Республику Башкортостан в Москве на финале чемпионата. Кстати, на отборочном национальном этапе в компетенции «Исполнительское мастерство (Вокал)» Республика Башкортостан завоевал первые места во всех трёх категориях: школьники, студенты и специалисты. Кроме Айдара (студент) на финал поедут еще Далер Курбоншоев (школьник) и Марина Иванова (специалист).

Будем надеяться, что в скором времени обязательно появятся первые «звездочки Абилимпикса», которые выйдут на большую сцену и заявят о себе.

– Только в этом году у чемпионата с десятилетней историей появляется новая компетенция и вашему студенту, причем всего первого курса, удается завоевать столь приятную не только для колледжа БГПУ им. М. Акмуллы , но и для всей республики победу. Колледжу повезло с ярким вокальными данными первокурсника или пришлось серьезно поработать, чтобы их раскрыть и отшлифовать?

– Да, Айдар ещё только первокурсник специальности «Музыкальное образование» колледжа БГПУ им. М. Акмуллы, получает профессию учителя музыки, музыкального руководителя. Наверное, некоторые подумают, что победа в вокальном конкурсе, значит у нас была возможность готовиться на уроках. Дело в том, что по учебному плану на первом курсе нет музыкальных дисциплин, в том числе нет такой дисциплины, как «Вокал», музыкальные предметы начнутся только со второго курса, так как основной упор образования на первом году обучения идёт на освоение школьных предметов 10-11 класса, и поэтому при подготовке нам приходилось много дополнительно заниматься, встречаться во внеурочное время, ежедневно упорно готовиться, оттачивать не только вокальное исполнительство, но и актерское мастерство, и сценодвижение. Ведь у Айдара не было до поступления в колледж специальной музыкальной подготовки. «Музыка – это моя жизнь. У меня большие планы. Я хочу стать профессиональным певцом, музыкантом, а также я хочу научиться писать песни»,— так сказал Айдар, когда я увидела его на вступительных экзаменах. Как сказала мне его мама,  Гузель Ралифовна: «Привела его в вокальный кружок сначала просто для общего развития, а сейчас он Лауреат международных, всероссийских и республиканских конкурсов. Достигать успеха ему помогает любовь к музыке». Да, за плечами у совсем юного парня уже были победы в вокальных конкурсах и фестивалях. Айдар талантливый юноша, он очень любит петь, выступать на сцене и вокалом занимается с детства.  Принимая Айдара в наш колледж я, как преподаватель, конечно, обратила внимание на его талант, несмотря на то, что вокала нет по учебному плану, я начала с ним заниматься дополнительно, индивидуально, бесплатно (!), но главное с большим удовольствием! Ведь таланты нужно поддерживать и развивать! А когда я узнала, что в «Абилимпиксе» появилась новая компетенция по вокалу, мы, конечно, решили, что нужно обязательно принять участие. В процессе подготовки, мы тщательно подбирали вокальный репертуар, осваивали новые певческие приемы, усложняли их, ведь просто хорошо петь на конкурсе недостаточно, нужно показать своё мастерство, мы совершенствовали звучание голоса, ведь Айдару всего 17 лет, его голос ещё находится в послемутиционном периоде и это требует особого внимания и бережного голосового режима работы.

– Маргарита Маратовна, поделитесь секретами работы с одаренными, но особыми детьми. Такими, как Айдар. Как вы выстраиваете их коммуникацию с обычными студентами, социализируете их в коллективе? Бывают ли случаи неприятия или буллинга молодых людей с ограниченными возможностями?

– К сожалению, и ни для кого не секрет, что буллинг присутствует в учебных заведениях, здесь очень важна воспитательная работа педагога. Если вовремя, сразу, ещё в начале обучения, правильно объяснить ребятам, сплотить их на курсе, то эта проблема исчезает.  Его однокурсники —  молодцы! Они защищают Айдара, если кто-то вдруг недоброжелательно к нему обратится. Айдара на курсе очень любят, он даже является примером для многих в дисциплинированности, ответственности к урокам и разным мероприятиям.

Есть, конечно, и особенности, связанные с его нозологией, помимо аутизма, у Айдара  атрофия зрительного нерва. Иногда он любит побыть  в одиночестве и это его особенное состояние нужно уметь понимать и давать ему такую возможность. Например, я предлагаю ему что-то новое и он с осторожностью воспринимает, не всегда сразу соглашается, «капризничает», часто слышу, например, «Мама это не одобрит!», тут приходится его убеждать, что он обязательно справится, просто ему пока это непривычно, но что он все сможет и все обязательно у него получится. Мама — очень важный человек для Айдара, у них особенная связь. «Она мой  режиссёр», — так делится со мной  Айдар. Костюм, движения на сцене и даже песню   должна обязательно одобрить мама, она всегда старается присутствовать в зрительном зале, тогда он  увереннее себя чувствует во время выступления. В работе с Айдаром я хотела бы отметить его уникальную способность быстро выучивать репертуар, может завтра прийти и спеть наизусть всю песню, даже если она не на русском языке. На сцене Айдар «расцветает», из замкнутого и сосредоточенного он превращается в открытую и уязвимую исповедь. Всё, что для этого нужно – просто сделать шаг на сцену. Он выкладывается на все сто процентов, старается донести до зрителей всё, над чем работали и даже больше. Однажды я, как преподаватель Айдара,  уже даже немного отчаявшись в наших «творческих поисках» и сказала ему: «Хочешь поехать в Москву, увидеть Диану Гурцкую (известную певицу, главного менеджера компетенции)?  Айдар мне отвечает: «Да, хочу! А вы думаете у меня получится?» Я продолжаю: «Значит, нужно то-то и то-то сделать, и да, нужно очень постараться, чтобы попасть на финал!» И то, что вчера казалось страшным и непреодолимым, сегодня уже становится для него легким и доступным,  и даже прекрасным! Он быстро учится, ведь ему это по душе.

Работать с одарёнными ребятами мне очень нравится. Здесь, наверное, самое главное найти дальнейшее направление для них, чтобы талантливый студент или ребёнок не остановился в своём развитии. Иногда приходится предлагать другое вокальное направление, давать более сложный репертуар, иногда советы и рекомендации — как развиваться артистически на сцене. При работе с особенными ребятами, наверное, нужно правильно понимать их нозологию, чтобы им было комфортно получать знания, понимать как ему  помочь сделать это максимально комфортно, и самое главное — это помочь такому человеку поверить в себя, свои силы, в свой талант. Я работаю на нашей специальности двадцать лет и есть опыт подготовки студентов к конкурсам разного уровня, а также, мне помогает опыт в работе в качестве члена жюри.  Накопленный годами опыт помогает мне раскрыть юного вокалиста, выбрать соответствующий песенный репертуар, работать над вокалом, расширением диапазона голоса, чтобы учащийся выглядел на конкурсах достойно.

– Расскажите о самых напряженных моментах прошедшего Отборочного тура «Абилимпикса». Кто был основным конкурентом? Была ли интрига при оглашении итогов? Как Айдар, его сокурсники и родные встретили известие о победе?

– На отборочном национальном  этапе чемпионата съехались лучшие исполнители из соседних  регионов, они все уже стали победителями на  региональном этапе: Татарстана, Удмуртии, Ханты – Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Оренбургской, Свердловской, Нижегородской областей. Многие из них из музыкальных образовательных заведений, некоторые профессионально занимаются вокалом. По правилам чемпионата соревноваться могут исполнители всех вокальных направлений – это и академический народный, джазовый и эстрадный вокал. В этом есть своя сложность – выбрать достойного победителя. Все конкурсанты очень талантливые ребята, конечно, они с разными нозологиями, но у каждого из них есть свои  сильные стороны. Основной конкурент Айдара был участник из Татарстана, тоже очень талантливый парень, настоящий «человек-оркестр». Он и поет, и играет на музыкальных инструментах одновременно, представлял Казанскую государственную консерваторию им. Жиганова. Ведь в категории «студенты»  принимают участие  не только СПО, но и ВУЗы. Вот представьте, какого было семнадцатилетнему парню   без музыкальной подготовки «соревноваться» с выпускником музыкального ВУЗа? Очень непросто и даже тяжело. А по правилам  чемпионата побеждает только один. Интрига была  и немалая. Участие в Чемпионате — это как Олимпиада или Паралимпиада для спортсменов. Сначала нужно доказать, что ты лучший в своем регионе, затем посоревноваться среди лучших в федеральных округах. У чемпионата  «Абилимпикс», как и у чемпионата «Профессионалы»(чемпионат профессионального мастерства) тоже очень высокие критерии оценки, примерно как на Олимпиаде или Паралимпиаде у спортсменов, где за каждый критерий эксперты начисляются определённые баллы. Это не просто очередной вокальный конкурс, здесь нужно было проявить не только своё вокальное мастерство, но и умение держаться на сцене,  проявить свой артистизм, донести драматургию номера и даже продемонстрировать хореографию.

Я также работала экспертом в  нашей компетенции чемпионата и принимала участие в оценке других конкурсантов всех категорий,   прошла специальное обучение на регионального и национального эксперта чемпионата «Абилимпикс».  Но по правилам чемпионата я не могла оценивать своего участника, так как одновременно являюсь наставником. Такая вот справедливая  система оценивания. Поэтому интрига была до конца.

Айдара выехала поддержать во время выступления группа волонтёров – это его одногруппники, которые выполняли  роли хореографического сопровождения и бэк-вокала, это очень украсило конкурсное выступление.  Такие талантливые у нас студенты – и поют, и танцуют! Мы очень благодарны администрации нашего ученого заведения,  что нашли  возможности для организации этой поездки, это очень помогло в достижении наших целей.  Победе искренне обрадовалась абсолютно вся группа поддержки Айдара, это, конечно, его мама, его родные, друзья, однокурсники и даже  уже появившиеся «поклонники» его таланта.

– Финал «Абилимпикса» пройдет в октябре в Москве. Маргарита Маратовна, как будете готовиться к финалу? Наверное, работа над новой программой продолжается и на каникулах? Можете поделиться идеями и задумками финального выступления?

– То, что Айдар проходит на Финал национального чемпионата «Абилимпикс» –  это уже большая победа и его, и моя, и всего нашего славного коллектива.  Айдар, несмотря на свой молодой возраст, уже настоящий артист. Он участник многих проектов, например, проекта Игоря Крутого «Добрая волна»,  имеет опыт выступления с такими звездами, как Айдар Галимов, братья Юнусовы и другими.  Нам, конечно, предстоит ещё большая работа по подготовке к Финалу чемпионата – это работа и над новым репертуаром и доработка вокальных приёмов. Да, конечно, будем продолжать работу и на каникулах, вот немного отдохнем и снова за работу. Кстати,  победители финала получают хорошие денежные призы, поэтому есть хороший стимул для конкурсантов. Главное, «не зазвездиться» раньше времени. Все секреты раскрывать пока не будем, все-таки это конкурс и здесь каждый должен показать себя с лучшей стороны и все хотят победить. Но впереди новая вершина,  будем  стараться, трудиться, готовиться и верить, что все у Айдара получится наилучшим образом!

Автор: Эмилия Завричко, Молодежная газета

Фотографии