Эксперты обсудили русский язык в системе общего образования стран СНГ

20 октября 2025

В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Русский язык в системе общего образования стран Содружества Независимых Государств: преемственность традиций и новые возможности для формирования единого образовательного пространства». В ходе мероприятия ведущие эксперты и практики в сфере образования определили перспективные направления взаимодействия и выработали рекомендации по поддержке и развитию русского языка как основного элемента в создании общего образовательного пространства стран СНГ.

Участники круглого стола обратили внимание, что русский язык остается средством коммуникации и сотрудничества на постсоветском пространстве. Также он необходим для делового и культурного общения, успешного поступления в вузы России и дальнейшего трудоустройства, доступа к инновациям.

Эксперты остановились на профессиональном развитии учителей русского языка, обсудили стратегии и приоритеты в подготовке квалифицированных кадров. Руководители школ обменялись опытом ведения профориентационной работы, организации участия детей в олимпиадном движении, а также реализации курсов повышения квалификации педагогов.

Кроме того, на мероприятии был представлен опыт совместной российско-таджикской школы им. Д.И. Менделеева в г. Турсунзаде, а также проект «Менделеевские классы», который позволяет создавать основу для единой системы подготовки инженеров в России и Узбекистане.

Модератором дискуссии выступил директор Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев.
«Уверен, сегодняшний диалог станет катализатором для новых совместных проектов, которые укрепят позиции русского языка как языка знаний, инноваций и дружбы. Мы увидели, как выстраивается единая экосистема «школа – вуз – экономика», где русский язык выполняет связующую роль, служит каркасом единого гуманитарно-образовательного пространства стран Содружества», – отметил Сергей Малышев.

Ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов рассказал коллегам об исследовании, которое было проведено специалистами вуза  в 2025 году. Объект исследования -  профессиональная среда педагогов русскоязычных школ Кыргызстана, а предмет - ключевые проблемы и потребности в области профессионального развития учителей. В исследовании в качестве метода сбора данных использовалось анкетирование, принимали участие 310 учителей русскоязычных школ всех 7 областей и 2 городов Киргизии.

«Несмотря на активное участие значительной части педагогов в курсах повышения квалификации, существенная доля специалистов не проходила обучение в последние годы. В связи с этим требуется системный подход к стимулированию профессионального развития, включая более активное внедрение дистанционных и смешанных форматов обучения. Наиболее серьезным вызовом для учителей остается недостаток цифровых компетенций. Переход на 12-летнюю систему образования в Кыргызстане воспринимается педагогами преимущественно положительно, но независимо от их позиции все респонденты подчеркивают потребность в комплексном подходе к решению проблем профессионального роста», - подчеркнул Салават Талгатович.

 

Фотографии