Роман Кулешов: «В Башкортостане – одна из сильнейших научных школ по адаптивной физической культуре»

25 июля 2025

Роман Сергеевич Кулешов – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, заместитель директора Института физической культуры и здоровья человека БГПУ им. Акмуллы по научной работе, председатель совета молодых ученых Акмуллинского университета, заместитель председателя клуба молодых ученых Евразийского НОЦ. Победитель в номинации "Гуманитарные науки" конкурса на лучшую научную работу молодых ученых вузов и научных учреждений Республики Башкортостан 2024 года. 

В программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" 22 июля 2025 года Роман рассказал  о социальной значимости адаптивной физкультуры.

"Признается и на федеральном уровне, что в Башкортостане – одна из сильнейших научных школ по адаптивной физической культуре. Это относительно молодая наука, но она очень актуальна и развивается стремительно. Государство адаптирует окружающую среду для инвалидов, то есть предоставляет различные социально-экономические программы для них, строит центры, пандусы и т.д. Но этого, к сожалению, недостаточно. Приоритетным каналом адаптации все равно остается педагогический. Теория и методика адаптивной физической культуры – это моя профильная дисциплина, я рассказываю студентам о том, как необходимо работать по физвоспитанию с инвалидами. И у меня уже есть федеральные разработки, которые внедрены. Сейчас все педагогические вузы России учатся по единому учебному плану, и одно из направлений педагогического образования – физическая культура, вот я был руководителем этой разработки. Думаю, когда я напишу докторскую диссертацию, года через три, это будет большой серьезный шаг вперед в этом направлении", – сказал Роман Кулешов.

О важности маленьких побед

"Кандидатская диссертация у меня была посвящена вопросам физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, с легкой степенью умственной отсталости – как выстраивать у них процесс физической подготовки. Я сейчас и докторскую диссертацию продолжаю по этой тематике. Это очень важно для этих детей, потому что физическая культура является действенным средством адаптации их в обществе. Они часто сталкиваются с такими проблемами, о которых мы с вами даже не думаем. Им сложно делать элементарные операции, например, сходить в магазин и купить хлеб. Мы не задумываемся, как это сделать, а для них это очень тяжело, они все время сталкиваются с неудачами. А физическая культура – это то, где можно создать мнимую ситуацию успеха. Вот ребенок выиграл в маленьком соревновательном моменте, и он доволен, он этому рад. И он начинает понимать, что у него может что-то получиться, лучше адаптируется в обществе. Самое главное – дать понять таким детям, что они что-то могут делать".

Еще о социальной значимости

"Если обратиться к рабочей программе дисциплины "физическая культура", в федеральных образовательных стандартах есть такой пункт как индикаторы достижения, результаты освоения дисциплин. И там уже с начальных классов один из индикаторов достижения – это понимание социальной значимости физической культуры. Школьные учителя должны детям на уроках физкультуры все это объяснять. А в университетах на физкультуру выделяется самое большое количество часов – для чего? А потому что 90% своего времени студент проводит сидя – у него хуже кровообращение, все системы организма работают медленнее, соответственно мозг хуже обогащается кислородом и студент хуже учится, хуже думает. А эти уроки физкультуры предназначены для того, чтобы он элементарно подвигался, чтобы мозг обогатился кислородом, и в таком случае образовательный процесс будет идти более эффективно. Вот это все тоже надо студентам объяснять".

О госзадании
"Эта работа выполнялась в рамках государственного задания в области науки Министерства просвещения РФ. Разрабатывались рабочие программы для полилингвальных школ. Вообще, в рамках этого госзадания разрабатывалось много программ, я занимался частью по физической культуре, то есть какой материал давать на русском языке, какой – на родном языке, а какой – на иностранном языке. Работа была выполнена хорошо, получила все положительные рекомендации. На уроках физкультуры очень хорошо изучать иностранные языки. На уроке всегда есть метод показа и рассказа, то есть учитель сначала показывает упражнение, и потом ученик его выполняет. И когда ты показываешь упражнение и проговариваешь это на иностранном языке, он – язык – лучше усваивается".

Полностью интервью можно посмотреть здесь: 

https://rutube.ru/video/e9804b...

Фотографии