В БГПУ им.М.Акмуллы прошло общественное обсуждение проектов документов системы образования и перспективного планирования методической работы

06 декабря 2016

В БГПУ им.М.Акмуллы состоялось заседание учебно-методического совета, где обсуждались вопросы актуализации содержания дисциплин предметно-методической подготовки будущих педагогов в условиях введения ФГОС основного общего образования, модернизации ФГОС высшего образования и ожидаемого введения профессионального стандарта педагога.

В условиях действующего ФГОС ВО трудоемкость практики, регламентированная образовательным стандартом, не позволяет полностью обеспечить адаптацию студентов к профессиональной среде в период обучения. В этой связи университетом второй год апробируется модель так называемого методического дня студентов, в рамках которого один день в неделю отводится им для организации самостоятельной работы по дисциплинам предметно-методического характера непосредственно в школах. Заместитель декана по учебной работе Р.Яфизова подробно рассказала об опыте физико-математического факультета по организации методического дня, начальник отдела менеджмента качества Л.Фазлетдинова систематизировала требования по профессиональному стандарту к трудовым функциям педагога, формирование готовности к выполнению которых может быть предусмотрено в рамках часов самостоятельной работы студентов по дисциплинам предметно-методического характера. Преподаватели-методисты поделились опытом и проблемами организации методического дня студентов на разных профилях подготовки, обсудили наиболее успешные практики и нюансы организационных моментов, вопросов контроля работы студентов в рамках СРС, привлечения к совместной работе учителей школ.

Преподаватели-методисты высказали свои предложения по внесению изменений в профессиональный стандарт педагога по дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников, вынесенные для общественного обсуждения на сайте http://стандартпедагога.рф. В частности, было отмечено, что профессиональный стандарт педагога и предлагаемая уровневая дифференциация никак не учитывает такого важного аспекта работы педагога (учителя, воспитателя), как руководство практикой студентов педагогических направлений подготовки (ссузов, вузов). Сейчас многое говорится об учителе-супервизоре, о дуальной подготовке (в том числе в системе образования), о привлечении молодежи в профессию, но выделить в работе опытного учителя соответствующий функционал профстандарт не предполагает. Было сформулировано предложение дополнить функционал ведущего учителя координацией деятельности студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы по укрупненной группе направлений и специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, в период педагогической (учебной и производственной) практики.

Еще одним вопросом обсуждения стали проекты примерных основных образовательных программ подготовки учителей: уровня бакалавриата – педагог основного общего образования с профилизацией «история», «математика», уровня магистратуры – с профилизацией «биология». Данные проекты разработаны рядом вузов на основе проектируемых так называемых ФГОС ВО 3++, которые планируется ввести с 2017 года в соответствии с требованиями ФЗ-122 от 02 мая 2015 г. с учетом требований соответствующих профессиональных стандартов. По мнению участников обсуждения, программы, вынесенные на общественно-профессиональную экспертизу, требуют существенных доработок, так как недостаточно эффективно распределена трудоемкость между общепрофессиональной и предметной подготовкой. В части содержания предметной подготовки отдельные разделы представлены непропорционально их значимости с точки зрения формирования предметного мышления (математического, биологического, исторического), много несоответствий и противоречий по структуре и оформлению в сравнении с шаблоном примерной образовательной программы.

Перспективной задачей работы сообщества методистов на ближайшие месяцы решением учебно-методического совета было поставлено создание единого информационно-методического пространства, совмещающего в себе сообщество учителей-предметников Республики Башкортостан и преподавателей-методистов БГПУ им.М.Акмуллы. На информационно-образовательном портале Республики Башкортостан создан сайт-партнер "Преподаватели методики обучения БГПУ им. М.Акмуллы" http://oprb.ru/template/guest/partner/index.php?id=1, где все пользователи портала могут задать интересующий вопрос по тематике сообщества. Здесь же планируется размещать методические материалы, нормативно-правовые документы, информацию о предстоящих и прошедших событиях по распространению опыта сопровождения профессионального развития учителей-предметников.

Фотографии