В рамках юбилейных мероприятий Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ имени Акмуллы состоялась вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Обеспечение качества исторического и обществоведческого образования в условиях реализации обновленных ФГОС». Конференция посвящена 50-летию ИИПСГО и 90-летию исторического образования в нашей стране.
Участниками конференции стали ученые, руководители методических объединений, учителя истории и обществознания из 12 регионов России и стран ближнего зарубежья.
Пленарное заседание прошло в Большом зале Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Заседание началось с видеоприветствия Александра Чубарьяна, председателя Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания».
«Башкирский государственный педагогический университет отличается серьезным научным подходом к изучению проблем исторического образования. Поэтому проведение этой конференции будет иметь большое значение. Важно, чтобы университет обратил также внимание на новые учебники истории. Сейчас готовится 5-й, 9-й класс отечественной истории, и очень важно получить мнение педагогической общественности в разных регионах нашей страны. Вообще, роль исторической памяти важна сегодня и в контексте ситуации в мире. Естественно, что очень многие события в нашей стране подвергаются искажениям за рубежом, в том числе, при составлении учебников. Молодежь в этих странах плохо осведомлена о реальных исторических фактах нашей страны. Конференция, несомненно, внесет вклад в общую картину реформирования и совершенствования исторического образования в России», – подчеркнул Александр Чубарьян.
Участников мероприятия приветствовал и.о. ректора Акмуллинского университета, депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Салават Сагитов.
«В 60-е и 70-е годы в СССР произошла стабилизация системы исторического образования, создавались улучшенные учебники и программы, появились новые явления в обучении истории, как спецкурсы, спецклассы, профильные школы. В советской модели историческое образование, особенно на позднем этапе своего развития, отличалось фундаментальностью. Но распад СССР и формирование новой системы общественных отношений существенно повлияли на характер и содержание предмета. Учителя-историки столкнулись с массой проблем, связанных не только и не столько с финансовыми трудностями в образовательной системе, а с разрушением базовых подходов преподавания.
Не секрет, что многие учащиеся считают, что изучение истории сводится к запоминанию дат, фактов и имен, не обращая при этом на должное внимание на взаимосвязь между фактами, датами и людьми, которые проявляют собой те или иные события. Это приводит к недостаточному пониманию тесных взаимосвязей истории и современной жизни.
Указом президента страны в 2021 году утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. И в этом документе впервые затронута тема защиты традиционных духовных ценностей и исторической памяти, что стало ответом на деструктивную идеологию западных стран.
Я уверен, что тот диалог, который состоится на площадках форума, повлечет за собой в том числе и новые идеи, новые знания. На площадках конференции в диалогах будут сформулированы рекомендации для учебников истории, которые станут ориентиром для молодого поколения россиян.
Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ имени Акмуллы на протяжении 50 лет вносит достойный вклад в развитие не только исторического образования, но и в целом всего нашего университета. Поздравляю коллег с красивой юбилейной датой! Желаю дальнейших успехов и процветания!»
От имени министра образования и науки участников конференции приветствовала Татьяна Васильева — начальник отдела государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан.
Марат Марданов, председатель отделения Российского исторического общества в РБ, директор Центра гуманитарных исследований Минкультуры РБ выступил перед участниками конференции от лица исторической общественности республики.
В онлайн режиме к пленарному заседанию подключилась Вероника Скок, кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования научно-исследовательского центра Академии образования (г. Минск, Беларусь) с докладом на тему «История Беларуси в контексте всемирной истории» – новый учебный предмет в школьном историческом образовании в Республике Беларусь».
Илья Лобанов, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО (г. Москва) рассказал об особенности преподавания социально-гуманитарных предметов, о понятии мировоззренческого суверенитета, который задает вектор работы.
«Сегодня уже много говорилось о значении наших социально-гуманитарных предметов в становлении мировоззрения. Важным является новое понятие, которое закрепляется все тем же указом Президента о системе наших традиционных, духовных ценностей – это мировоззренческий суверенитет. Это необходимо учитывать в деятельности каждого из нас, потому что мировоззрение, которое транслируется через набор ценностей, теперь получило нормативное закрепление. Это касается всех педагогов, и в особенности преподавателей истории и обществознания», - отметил он.
Анастасия Майер, член Правления Российского исторического общества, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» (г. Москва) рассказала о деятельности «Ассоциации учителей истории и обществознания» в решении актуальных проблем школьного исторического образования:
«История – это главный предмет сегодня не только для школы, но и для вузов. В последнее время прошла целая серия реформ, связанных с преподаванием курса истории в высшей школе, так как этот предмет формирует мировоззрение, национальную идентичность, гражданскую позицию. Главной проблемой, с которой столкнулось историческое образование в начале нулевых, была разобщенность в историческом образовательном пространстве. Необходимо было обозначить новый контур, в котором нужно двигаться. В этой связи стало понятно, что не было единства не только в трактовке некоторых событий отечественной и всеобщей истории, но даже не было единства в списке ключевых событий и героев, понятий. Образовательное пространство требовало изменений. И в этой связи началась работа по формированию историко-культурного стандарта. И параллельно с этими процессами стало понятно, что необходима общественная организация, которая бы объединила учителей истории, чтобы каждый учитель нашей большой страны мог высказаться по актуальным вопросам, связанным с преподаванием курса истории в школе. В 2012 году была создана общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», главной целью которой стала связь общества, преподавателей истории и обществознания и органов государственной власти. С тех пор мы плотно работаем с академическими сообществами, с научно-исследовательскими институтами, с крупными российскими вузами».
Надежда Коршунова, доктор исторических наук, доцент, декан исторического факультета ЮУрГГПУ (г. Челябинск, Россия) выступила с докладом на тему «Личность учителя истории в формировании нравственных ценностей школьников». Методическая мысль не стоит на месте, отвечая на вызовы в обществе. Роль школьного учителя сейчас как никогда важна в государственном масштабе, учитывая все внешние и внутренние вызовы. Но российский учитель никогда не пасовал перед трудностями, подчеркнула Надежда Коршунова.
Оксана Шамигулова, кандидат педагогических наук, директор Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования БГПУ им. М.Акмуллы рассказала об опыте, традициях и новациях в профессиональной подготовке будущих учителей истории и обществознания.
«Внимание к методике преподавания истории сейчас самое пристальное. И в этой связи коллектив нашего института понимает, что подходы к преподаванию методики все-таки нужно трансформировать, модернизировать, поэтому мы используем новые современные средства, мы говорим уже на новом дидактическом языке с нашим новым поколением. Мы создали такой проект, который позиционируем как инновационную площадку формирования компетенций будущего учителя. И называем эту площадку «Гуманитарным кванториумом».
Далее работу конференции продолжили три секции. «Историческое и обществоведческое образование в информационную эпоху: вызовы и актуальные педагогические решения», «История для будущего: мастерская современного учителя», «Перспективы развития оценки качества исторического и обществоведческого образования» – такие темы обсуждались с участием специалистов из разных вузов страны.
Для участников конференции работали выставки Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди «90-летие школьного исторического образования в России и Республике Башкортостан», Национального архива Республики Башкортостан «450-летие г.Уфы» и ГК «Просвещение» «Учебно-методическое обеспечение преподавания истории и обществознания».