«Что? Где? Когда?» задаёт вопросы студентам-филологам

08 сентября 2017

4 сентября в Институте филологического образования и межкультурных коммуникаций состоялась отчетная конференция по итогам летней учебной диалектологической практики.

С 3 по 15 июля 2017 года студенты второго курса отделения отечественной филологии собирали языковой материал для Лексического атласа русских народных говоров (ЛАРНГ), координацию работы над которым осуществляет Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург).

Первая группа изучала диалекты в полевых условиях, в сёлах  Рязановка Стерлитамакского района и Николо-Берёзовка Краснокамского района Республики Башкортостан. Студенты-практиканты общались с коренными жителями населенных пунктов, знакомились с особенностями языка, быта и культуры информантов.

Вторая группа из 6 студентов в соответствии с долгосрочным договором проходила диалектологическую практику в Северной столице. В течение недели студенты трудились в словарном секторе ИЛИ РАН, руководство которого высоко оценило лингвистическую подготовку, серьёзный подход к работе и дисциплинированность будущих филологов из Уфы. Помимо серьёзной научной работы, студентов ожидала насыщенная культурная программа: посещение музеев, выставок, парков. Третья группа проводила анкетирование жителей г. Уфы с целью выявления особенностей функционирования русского языка в Башкортостане.

На итоговой конференции, которая проходила в форме игры «Что? Где? Когда?», студенты-знатоки выступали с заранее подготовленной речью, а завершали свой отчёт ответом на вопрос, который был поставлен в начале раунда. Против команды знатоков сражалась команда зрителей – преподавателей кафедры общего языкознания, поэтому и вопросы были соответствующие, например: «Что означает выражение натростить воды в корце?» или «Как правильно обращаться к незнакомым людям?». Интеллектуальный штурм сменялся танцевальными и поэтическими паузами.

Стоит отметить, что стремление знатоков было направлено не только на получение заветных баллов: главной задачей студентов было – отразить результаты своей практической деятельности. Будущие учителя русского языка и литературы активно делились впечатлениями, рассказывали о буднях практиканта, давали ценные советы и напутствия тем, кто только начинает осваивать курс русской диалектологии и в следующем году будет проходить учебную практику.

Итогом стала победа команды знатоков-студентов над командой зрителей-преподавателей. В заключение интеллектуальной игры участники передали эстафету нынешнему 2 курсу и пожелали удачной и легкой практики.

Участники отчётной конференции сошлись во мнении, что данная  практика познавательна не только с позиций лингвистики и педагогики, но тесно связана и с психологией, так как выявление общих языковых явлений в наши дни требует умения вступать в диалог с самыми разными представителями социума. Вступая в беседу с информантами, спрашивая их мнение о состоянии современной речевой культуры, студенты вынуждены были следить и за собственной речевой грамотностью.

Фотографии